Самоотношение молодежи, применяющей и не применяющей макияж
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-186-195
Аннотация
Предмет исследования – самоотношение молодежи, применяющей и не применяющей макияж. Актуальность работы обусловлена наличием глубинных психологических факторов, детерминирующих применение / неприменение макияжа. Целью является изучение социально-психологической характеристики самоотношения у молодых людей, предпочитающих и отвергающих макияж. Задачи исследования: изучение научных работ, релевантных предмету исследования, формулирование существенных теоретических оснований исследования, подбор методик, корреспондирующих цели исследования, проведение эмпирического исследования. В эмпирическом исследовании использован Опросник самоотношения. Основной результат: в группе, отвергающей макияж, самоотношение, самоуважение, саморуководство выражены сильнее, чем в группе применяющих макияж. Отвергающие макияж проявляют более позитивное отношение к себе, более склонны к самоуважению и уверены в себе, имеют более высокий уровень саморуководства. Группа, применяющая макияж, характеризуется более низким самоотношением, саморуководством и самоуважением. Полученные результаты важны как индикатор психологического состояния личности при проведении психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
Об авторах
А. С. ИвановРоссия
Иванов Александр Сергеевич, аспирант
г. Москва
И. В. Антоненко
Россия
Антоненко Ирина Викторовна, д-р психол. наук, проф. каф. психологии
г. Москва
М. В. Ионцева
Россия
Ионцева Мария Владимировна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
Список литературы
1. Антоненко И.В., Карицкий И.Н. Социальная психология системогенеза одежды и моды. В сб.: Поваренков Ю.П. (ред.) Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ярославль 20–22 октября 2015. Часть 2. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; 2015. 168–170 с.
2. Филонова О.В., Ионцева М.В. Социальная перцепция, общение, самовосприятие. В сб.: Белгородский В.С. (ред.) Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть 8. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии; 2016. 197–202 с.
3. Горбунов Н.М. Искусство создания имиджа: монография. М.: Лаборатория книги; 2010. 86 с.
4. Петрова Е.А. Знаки общения. М.: ГНОМ и Д; 2001. 256 с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Московского университета; 1982. 240 с.
6. Антоненко И.В. Доверие: понятие, генезис, структура. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2015;2:34–44 с.
7. Антоненко И.В. Социальная психология доверия. В сб.: Белгородский В.С. (ред.) Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть 7. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии; 2016. 31–39 с.
8. Антоненко И.В. Доверие и конформность. Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. 2006;1:4–9 с.
9. Елькина М.А. Структура, параметры и функции самоотношения. Кронос. 2021;12:40–42 с. http://dx.doi.org/10.52013/2658-7556-72-10-19
10. Иванов А.С. Теоретические причины применения макияжа. В сб.: Силаков А.В. (ред.) Тезисы докладов 73-ей Внутривузовской научной студенческой конференции «Молодые ученые – инновационному развитию общества (МИР-2021)». Часть 5. М.: РГУ им. А.Н.Косыгина; 2021.
11. Гимаева Р.М. Личностные факторы значимости одежды. Мир науки, культуры, образования. 2015;3:228–230 с.
12. Свендсен Л. Философия моды. Пер. со шведск. Шипунов А. А. М.: Прогресс-Традиция; 2007. 256 с.
13. Шкурко Т.А., Лабунская В.А. Почему мы выглядим моложе или старше своих лет: поиск психологических детерминант. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018;18(4):450–457 с. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-450-456
14. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017;2:17–20 с.
15. Рягузова Е.В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого Другого. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015;2(14):166–170 с.
16. Жилкина В.А. Понятие «Самопонимание» в исследованиях отечественных психологов и его влияние на развитие личности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010;15:98–105 с.
17. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН; 1994. 109 с.
18. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005. 448 с.
19. Омарова М.К. Взаимосвязь творческого потенциала личности и отдельных компонентов ее Я-концепции. Вестник Дагестанского государственного университета. С. 2: Гуманитарные науки. 2017;1:93–100 с.
20. Безбогова М.С., Ионцева М.В. Социально-психологический портрет современной молодежи. Мир науки. 2016;4(6).
Рецензия
Для цитирования:
Иванов А.С., Антоненко И.В., Ионцева М.В. Самоотношение молодежи, применяющей и не применяющей макияж. Вестник университета. 2023;(5):186-195. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-186-195
For citation:
Ivanov A.S., Antonenko I.V., Iontseva M.V. Self-attitude of young people using and not using makeup. Vestnik Universiteta. 2023;(5):186-195. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-186-195