Образовательные потребности и возможности адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-196-203
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению определения образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в системе высшего образования; аспектам, в которых эти потребности выражаются. В статье отмечаются возможности адаптации инвалидов в системе высшего образования, а также специфика организации и цели образовательного учреждения по обучению лиц с ОВЗ. Авторы выделяют барьеры социальных отношений, с которыми сталкиваются в вузах студенты с ОВЗ и инвалидностью и их преподаватели; анализируют степень вовлеченности студента с ОВЗ в образовательный процесс. В работе уделяется внимание основным подходам к организации образовательной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью, а именно: компетентностному, проектному и деятельностному подходам. Изучены основные виды инклюзии, выделяемые на основе медицинских показателей, как условия организации обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Определено, что организация обучения в вузе студентов с ОВЗ позволяет адаптировать образовательные программы под особые потребности обучающихся в зависимости от состояния здоровья студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Об авторах
М. В. ИонцеваРоссия
Ионцева Мария Владимировна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
С. А. Гришаева
Россия
Гришаева Светлана Алексеевна, канд. психол. наук, доц. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
М. А. Айвазян
Россия
Айвазян Мартирос Андраникович, спирант
г. Москва
Список литературы
1. Гришаева С.А. Проблемы и направления развития в сфере управления инклюзивным образованием. Актуальные проблемы управления-2018. 2019; 30–32 с.
2. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова; 2004. 62 с.
3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002;5:4 с.
4. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. Теория и практика общественного развития. 2012;3:107–112 с.
5. Гришаева С.А., Митрофанова Е.А. Здоровьесберегающее применение информационных технологий в инклюзивном образовании. Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения. 2020; 361–363 с.
6. Гончарова В.Г., Александров Ю.Л. (ред.), Абдулкин В.В. и др. Модель непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. Красноярск: Изд-во Амальгама; 2013. 424 с.
7. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски. Педагогическое образование в России, 2018;9:113–120 с. https://doi.org/10.26170/po18-09-16
8. Диденко Л.А., Абдулкин В.В., Гончарова В.Г. Концепция создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья в районах с низкой и неравномерной плотностью населения на территории Красноярского края (проект). Красноярск: Красноярский государственный педагогический институт им. В.П. Астафьева; 2012. 48 с.
9. Иванова Е.А. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность. Инклюзивное образование в России. Москва; 2011.
10. Grishaeva S. A., Kolosova O. A., Kulikova O. A. Inclusive education in Russia. GCPMED 2018-International Scientific Conference” Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development»; 2019. 885–892 с. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.88
11. Румянцева Н.В., Горюшина Е.А., Гусева Н.А. Инклюзивная среда в дополнительном образовании: от толерантности к взаимному интересу. Образовательная панорама. 2018;1:45–56 с.
12. Сабанов З.М. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в современном обществе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016;2(15):293–296 с.
13. Тащева А.И., Гриднева С.В., Киценко Н.В. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в вузе. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей: коллективная монография. Торонто: Издательско-литературное агентство Альтасфера; 2019. 66–115 c.
Рецензия
Для цитирования:
Ионцева М.В., Гришаева С.А., Айвазян М.А. Образовательные потребности и возможности адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования. Вестник университета. 2023;(5):196-203. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-196-203
For citation:
Iontseva M.V., Grishaeva S.A., Ayvazyan M.A. Educational needs and opportunities for adaptation of students with disabilities and persons with health limitations in the tertiary education system. Vestnik Universiteta. 2023;(5):196-203. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-196-203