Психологические аспекты профессиональной деятельности классного руководителя
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-204-210
Аннотация
Статья посвящена определению необходимости формирования у студентов педагогического вуза, у будущих классных руководителей системы знаний и умений в области психологии с учетом современных тенденций в образовании. В настоящей статье представлены результаты психолого-педагогического исследования, проведенного с целью выявления психологического климата классного коллектива, в котором приняли участие 28 обучающихся 5 класса МОАУ «СОШ № 87» г. Оренбурга. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, анкетирование (опрос), наблюдение. В ходе проведенного исследования выявлена необходимость формирования системы знаний и умений в области психологии у будущих педагогов. Полученные результаты позволяют утверждать, что дистанционное обучение оказывает негативное влияние на процесс становления классного коллектива и препятствует его сплочению, что свидетельствует о необходимости изучения психологических дисциплин в педагогическом вузе. Настоящая работа может вызвать интерес у студентов педагогических колледжей и университетов, работников образовательных организаций, так как с внедрением дистанционного формата обучения проблема установления благоприятного психологического климата в классном коллективе, длительное время не утрачивающая своей актуальности, существенно обострилась.
Об авторах
Л. А. КочемасоваРоссия
Кочемасова Любовь Александровна, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и социологии
г. Оренбург
М. И. Жулева
Россия
Жулева Мария Игоревна, студент
г. Оренбург
Список литературы
1. Российская Федерация. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения: 15.03.2023).
2. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина; 2009. 182 с.
3. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ; 2013. 94 с.
4. Столбова Н.П., Тихова М.А. Off-line наставник: учебное пособие для молодых педагогов. СПб.: ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга; 2016. 105 с.
5. Иванова А.Ю., Малышкина М.В. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета технологий управления и экономики; 2018. 260 с.
6. Гусева Ю.Е., Николаева К.М. Личность педагога и психологический климат в коллективе. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020;1 (42):58–70 с.
7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Изд-во Юрайт; 2022. 408 с.
8. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: теория и практика: монография. М.: Проспект; 2018. 352 с.
9. Колокольникова З.У., Басалаева Н.В., Митросенко С.В., Лобанова О.Б., Казакова Т.В. Педагогика и психология: Курс лекций. Лесосибирск: ЛПИ филиал СФУ; 2017. 177 с.
10. Шкунова А.А., Казначеев Д.А., Новожилова Е.В. Дистанционное обучение в школе. Проблемы современного педагогического образования. 2020;67(2):287–291 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России; 2003. 512 с.
12. Оренбургский государственный педагогический университет. Программа развития ФГБОУ ВО «ОГПУ» на 2022–2026. https://ospu.ru/assets/resources/articles/inaya%20information/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_2022_2026.pdf (дата обращения: 18.03.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Кочемасова Л.А., Жулева М.И. Психологические аспекты профессиональной деятельности классного руководителя. Вестник университета. 2023;(5):204-210. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-204-210
For citation:
Kochemasova L.A., Zhuleva M.I. Psychological aspects of the class teacher’s professional activities. Vestnik Universiteta. 2023;(5):204-210. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-204-210