Удовлетворенность работой преподавателей вузов в системе управления кадровым потенциалом высшей школы
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-14-23
Аннотация
В условиях модернизации высшей школы возрастает значение эффективного управления развитием кадрового потенциала вузов. Одним из значимых факторов, определяющих успешность управленческих механизмов в системе высшего образования, является удовлетворенность трудом преподавателей.
Цель настоящего исследования – оценить уровень удовлетворенности работой преподавателей вузов, раскрыть значение его параметров в системе управления кадровым потенциалом высшей школы. На основе данных эмпирических исследований проведен анализ наиболее важных для преподавателей параметров работы в вузе и уровня реализации возможностей, которые предоставляет работа в вузе. Предложен авторский вариант сегментации преподавателей по уровню удовлетворенности работой, использование которого позволяет оптимизировать процесс принятия управленческих решений, основанных на учете особенностей различных сегментов работников. Выделены направления работы по повышению эффективности управления кадровым потенциалом высшей школы.
Об авторе
И. Ю. ИльинаРоссия
Ильина Ирина Юрьевна - д-р экон. наук, проф. каф. государственного и муниципального управления,
г. Москва
Список литературы
1. Гуцу Е.Г., Няголова М.Д., Рунова Т.А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза. Вестник Мининского университета. 2018; 3 (24): 1–13.
2. Тнимова Г.Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020; 2 (18): 29–33. https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.4
3. Черкасова М.А. Мотивация научно-инновационной деятельности в вузе посредством практики эффективного контракта. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020; 2: 87−90. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2020-1-2-87-90
4. Ильина И.Ю. Самомаркетинг как новая адаптационная стратегия преподавателя вуза. Экономика образования. 2016;2 (93):54−63.
5. Литвинюк А.А., Карташов С.А., Тохтиева Л.Н. О проблемах креативности трудового поведения преподавателей российских вузов. Лидерство и менеджмент. 2022; 9(1):37−54. https://doi.org/10.18334/lim.9.1.114294
6. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизацииобразования. Высшее образование. 2021; 30(8−9):9−19. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
7. Фахретдинова А.Б., Замалетдинова Л.Р. Управление корпоративной культурой преподавателей вуза в условиях гибридного рабочего пространства. Вопросы экономики, права и социологии. 2021; 4:132−135.
8. Литвинюк А.А., Жигун Л.А., Полевая М.В., Камнева Е.В. Применение теории мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза. Креативная экономика. 2018; 2: 215−226. https://doi.org/10.18334/ce.12.2.38817
9. Полянская Н.М. Профессиональная мотивация научно-педагогических кадров как фактор социальной безопасности. Society and Security Insights. 2022; 5(1):50−67. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)1-04
10. Осипов А.Л., Трушина В.П. Эконометрическое моделирование удовлетворенности трудом в сфере образования. Kant. 2021;3 (40):59−61.
11. Крылова Н.Г. Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018; 1: 33−36.
12. Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости. Экономика труда. 2021; 8(3):261−274. https://doi.org/10.18334/et.8.3.111817
13. Камарова Т.А. «Цифровая прекаризация» научно-педагогических работников в условиях социально-экономической турбулентности. Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020; 18(3):72−83. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2020.18(3)72-83
14. Еремицкая И.А. Психологические особенности удовлетворенности трудом работников университета. Общество: социология, психология, педагогика. 2016;5.
15. Буреева Н.Н., Козлова М.С., Петрова И.Э., Тухватуллина М.А. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом работников вуза (по материалам социологического исследования). Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017;3(47): 79−87.
16. Слинков А.М., Слинкова О.К., Климова Т.Б. Статус, мотивация и удовлетворенность преподавателя высшей школы: размышления по результатам исследования. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020; 6(3): 3−13. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-1
17. Стегний В.Н. Удовлетворенность преподавателей системой управления в вузе. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015;3: 6−14.
18. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Дюжиков С.А. Удовлетворенность трудом в академической сфере. Пространство экономики. 2020; 18(3):160−181. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181
19. Рудаков В.Н. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов: информационный бюллетень. Мониторинг экономики образования. № 9. М.: НИУ ВШЭ; 2021. https://www.hse.ru/data/2021/11/24/1448338190/ib_9_2021.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
20. Ильина И.Ю. Сегментация внутривузовского рынка труда преподавателей (маркетинговые заметки об основных типах вузовских преподавателей). Социология образования. 2016; 4:21−27.
Рецензия
Для цитирования:
Ильина И.Ю. Удовлетворенность работой преподавателей вузов в системе управления кадровым потенциалом высшей школы. Вестник университета. 2023;(7):14-23. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-14-23
For citation:
Ilina I.Yu. Satisfaction with the university lecturers’ work in the human resource tertiary education’s management system. Vestnik Universiteta. 2023;(7):14-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-14-23