Буллинг как социальное явление в современном мире
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-214-219
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распространения явления травли в современном обществе, что обуславливает развитие деструктивных социализационных процессов. Подчеркивается, что регулярное агрессивное поведение по отношению к одному или группе лиц является глобальной проблемой, характерной для всех стран мира. В фокусе внимания авторов находится явление буллинга в социально-демографических группах детей и молодежи, которые являются одними из самых уязвимых с точки зрения процессов социализации. При этом отмечается, что последствиями буллинга для его участников могут стать не только ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, но и более низкий социально-экономический статус в стратификационной структуре общества. В заключении статьи сделаны выводы о том, что в современных условиях следует активно развивать и реализовывать актуальные инициативы социальных институтов, которые могут послужить основой для формирования законодательной базы и государственных программ по профилактике и противодействию буллингу. Следовательно, такие инициативы будут способствовать становлению здорового поколения.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. ДаниловаРоссия
Данилова Елена Александровна - канд. социол. наук, доц. каф. социологии и управления персоналом,
г. Пенза
Е. В. Щанина
Россия
Щанина Екатерина Владимирова - д-р социол. наук, зав. каф. социологии и управления персоналом,
г. Пенза
Список литературы
1. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. https://classes.ru/dictionary-english-russian-Mueller-term-5457.htm (дата обращения: 05.04.2023).
2. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. 1993; Malden: Blackwell Publishing. 140 p.
3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? Семья и школа. 2006;11:5–18.
4. Реан А.А. (ред.), Коновалов И.А., Новикова М.А., Молчанова Д.В Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта. Санкт-Петербург: Коста; 2021. С. 26–31.
5. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи. Психологическая наука и образование. 2018;23(4):112–120.
6. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования). Социальная психология и общество. 2014;5(2):71–86.
7. Всемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения «Травля и издевательство (буллинг) в школах и участие в драках среди подростков». https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/303486 (дата обращения: 05.04.2023).
8. Всероссийский центр изучения общественного мнения. От чего нужно защищать современных детей? Аналитический обзор ВЦИОМ от 01.06.2022 г. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-chego-nuzhno-zashchishchatsovremennykh-detei#:~:text=%D0% (дата обращения: 07.04.2023)
9. Федеральная служба государственной статистики. Индекс субъективного детского благополучия, апрель 2021. Cистема показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/g9oVosei/detstvo.pptx (дата обращения: 07.04.2023).
10. ЮНЕСКО. Официальный сайт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Противодействие насилию в школе, травле и кибербуллингу. https://iite.unesco.org/ru/stop-nasilie-v-shkole-i-kiberbulling/ (дата обращения: 07.04.2023).
11. Общероссийское общественное движение «Народный фронт „За Россию“». (15 декабря 2020). Юристы, психиатры, педагоги и представители НКО на площадке ОНФ обсудили школьную травлю и механизмы ее профилактики. https://onf.ru/2020/12/15/yuristy-psihiatry-pedagogi-i-predstaviteli-nko-na-ploshchadke-onf-obsudili-shkolnuyu/ (дата обращения: 08.04.2023).
12. Федеральная служба государственной статистики. Семья, материнство и детство. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 11.04.2023).
13. Российская газета. Гончарук Д. (8 ноября 2021). Детский омбудсмен назвала меру против травли в школах. https://rg.ru/2021/11/08/detskij-ombudsmen-nazvala-meru-protiv-travli-v-shkolah.html (дата обращения: 11.04.2023).
14. Российская газета. Замахина Т. (12 октября 2022). В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах. https://rg.ru/2022/10/12/v-gosdume-podgotovlen-zakonoproekt-o-borbe-s-travlej-detej-v-shkolah.html (дата обращения: 12.05.2023).
15. Российская газета. Емельяненко В. (27 апреля 2023). Надо определить понятие «травли» для решения проблемы буллинга. https://rg.ru/2023/04/27/lvova-belova-nado-opredelit-poniatie-travlia-dlia-resheniia-problemy-bullinga.html (дата обращения: 11.04.2023).
16. ТАСС (3 ноября 2022). Первый антибуллинговый фестиваль планируется провести в России. https://tass.ru/obschestvo/16240905 (дата обращения: 12.04.2023).
17. Добро.ru. Всероссийский антибуллинговый форум «Надо поговорить». https://dobro.ru/event/10338289 (дата обращения: 12.04.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Данилова Е.А., Щанина Е.В. Буллинг как социальное явление в современном мире. Вестник университета. 2023;(7):214-219. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-214-219
For citation:
Danilova E.A., Shchanina E.V. Bullying as a social phenomenon in the modern world. Vestnik Universiteta. 2023;(7):214-219. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-214-219