Практика наставничества как условие непрерывного бизнес-образования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-30-37
Аннотация
В данной статье представлено описательное исследование практики наставничества в бизнес-образовании. Рассмотрены подходы, потребности и проблемы наставничества в сфере предпринимательства как фактора социально-экономического развития страны. Основное внимание уделяется выпускникам программ бизнес-образования, в частности магистрам делового администрирования (англ. master of business administration, далее – MBA), которые обладают высоким уровнем полученных знаний, хорошим образованием и опытом, занимают довольно высокие позиции или руководят собственным бизнесом. Кроме того, отмечено, что предпринимательское наставничество необходимо осуществлять и строить через формальный и организованный процесс. При этом достижение целей и инициатив устойчивого развития во всех сферах жизни зависит от эффективного наставничества людей, которые играют двустороннюю роль, внося свой вклад в личностное развитие, в навыки, в таланты, в опыт и образование для развития других индивидуумов, а также и для общества в целом. Сформулирован вывод о том, что наставничество предлагает потенциально преобразующее влияние на карьерную направленность выпускников программ бизнес-образования, положительно воздействует на возможности открытия, становления и развития устойчивости бизнеса. В исследовании предложены варианты поиска наставника для выпускника программы МВА с точки зрения общественных инициатив, участия в работе акселераторов или специальных проектов и программ, использования платных ресурсов по менторству, а также развития собственных менторских программ на базе бизнес-школы. Автор заключает, что предложенные варианты позволят менти (англ. mentee – ученик ментора) более уверенно осуществлять руководство бизнес-процессами и обеспечивать развитие компании, тем самым повышая свою профессиональную ценность.
Об авторе
А. А. КанкеРоссия
Канке Алла Анатольевна, канд. экон. наук, зав. каф. управления бизнес-системами
г. Москва
Список литературы
1. Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование». https://edu.gov.ru/nationalproject (дата обращения: 25.05.2023).
2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда. 2019;3:4–18.
3. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор на Балканите. 2021;5(2):15–20.
4. YBI – Youth Business International. Исследование воздействия добровольного бизнес-наставничества на молодых предпринимателей. http://www.iblfrussia.org/upload/iblock/663/issledovanie-vozdeystviya-dobrovolnogo-biznes-nastavnichestva-namolodykh-predprinimateley.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
5. Общественная палата Российской Федерации. Наставничество: эффективный инструмент поддержки бизнеса в новой экономической реальности. https://www.oprf.ru/news/nastavnichestvo-effektivnyy-instrument-podderzhki-biznesa-v-novoyekonomicheskoy-realnosti (дата обращения: 25.05.2023).
6. Бондалетов В.В., Бондалетов Е.В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом. Современные технологии управления персоналом. 2019;3(28):23–39.
7. Арлашкина О., Перова А., Базылева О. (2 апреля 2021). Bitobe. Мировые тренды наставничества и менторинга. Как обеспечить рост производительности своими ресурсами. https://blog.bitobe.ru/article/mirovye-trendy-nastavnichestva-imentoringa/ (дата обращения: 27.05.2023).
8. Мазурова Е.Г. (18 декабря 2019). Наставничество, как стратегия непрерывного развития. https://iro86.ru/images/documents/1/Наставничество-стратегия_непрерывного_развития.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
9. Общественная организация «Объединение наставников». Официальный сайт. http://www.nastavniki.com/ (дата обращения: 27.05.2023).
10. Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори». Официальный сайт. https://newtonfalls.org/content/tutorcom (дата обращения: 28.05.2023).
11. Некоммерческое партнерство «Центральный Институт Труда». Союз наставников по повышению производительности труда. https://www.cit.org.ru (дата обращения: 30.05.2023).
12. Портал «Новый бизнес». Итоги акселератора «Формула роста» – 2021. http://nb-forum.ru/news/reportages/itogiakseleratora-formula-rosta-2021 (дата обращения: 30.05.2023).
13. Портал поддержки малого и среднего бизнеса «Мой бизнес». Официальный сайт. https://мойбизнес.рф (дата обращения: 01.06.2023).
14. Инютина Е.А. Необходимость поддержки малого предпринимательства в России на современном этапе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023;5–1(80):246–252.
15. Агентство стратегических инициатив. Эксперты назвали бизнес-наставничество эффективным инструментом поддержки предпринимательства. https://asi.ru/news/181786/ (дата обращения: 01.06.2023).
16. Environmental Conscience. 25 Key pros and cons of mentoring. https://environmental-conscience.com/mentoring-pros-cons/ (дата обращения: 02.06.2023).
17. Локтюхина Н.В., Назарова У.А., Шабаева С.В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт. Непрерывное образование: ХХI век. 2019;4(28):1–15. https://doi.org/10.15393/j5.art.2019.5155
Рецензия
Для цитирования:
Канке А.А. Практика наставничества как условие непрерывного бизнес-образования. Вестник университета. 2023;(9):30-37. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-30-37
For citation:
Kanke A.A. Mentoring practice as a condition of continuous business education. Vestnik Universiteta. 2023;(9):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-30-37