Маркетинговый подход к масштабированию бизнеса инновационного стартапа
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-38-47
Аннотация
Высокотехнологичные продукты и инновационные стартапы находятся в зоне высоких рисков. Механизмы их минимизации являются важным условием коммерческого успеха инновации. Данный тезис особенно актуален в период масштабирования бизнеса. В качестве ключевого критерия коммерческого успеха такого масштабирования предлагается показатель массы извлекаемой прибыли. Для ее роста представлено разложение формулы прибыли на три сомножителя: емкость целевого рынка, рыночная доля стартапа, целевая рентабельность продаж. В предлагаемом подходе разработка проекта масштабирования бизнеса для инновационного стартапа строится на основе маркетинговых мероприятий, способствующих росту указанных сомножителей. В связи с высокими рисками не всегда инновационный продукт располагает достаточной емкостью рынка, часто ему сложно конкурировать за значимую рыночную долю, следовательно, невозможно наращивать рентабельность. В таком случае проект не проходит фильтрацию по критерию потенциальной прибыли, которую можно получить в результате масштабирования, и откладывается. Для проектов, которые преодолевают фильтрацию по трем ключевым составляющим прибыли, определяются плановые результаты каждого мероприятия, сроки их реализации, исполнители и необходимый бюджет.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Л. АзоевРоссия
Азоев Геннадий Лазаревич, д-р экон. наук, зав. каф. маркетинга
г. Москва
Е. В. Сумарокова
Россия
Сумарокова Екатерина Викторовна, канд. экон. наук, доц. каф. маркетинга
г. Москва
А. Н. Котова
Россия
Котова Анастасия Николаевна, магистрант
г. Москва
Список литературы
1. Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 №642 «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации». https://base.garant.ru/71551998/ (дата обращения: 26.05.2023).
2. Хоффман Р., Йе К., Гейтс Б. Блиц-масштабирование. Как создать крупный бизнес со скоростью света. М.: Альпина Паблишер; 2019. 400 с.
3. Skala A. Characteristics of Startups. Digital Startups in Transition Economies. 2018.С.41–91.
4. Mahadevan G., Chejarla K. Lean Management for Small and Medium Sized Enterprises. Springer Singapore; 2023. 341 с.
5. Tippmann E., Ambos T., Giudice M., Monaghan S., Ringov D. Scale-ups and scaling in an international business context. Journal of World Business. 2023;58(1):101397. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2022.101397
6. Сафин Р.И. Основные риски масштабирования бизнеса: сущность и особенности минимизации. Актуальные научные исследования в современном мире. 2021;12–8(80):160–162.
7. Mulder J. Scaling the Business with Enterprise Architecture. Using DevSecOps and Cloud-Native in Large Enterprises. CA: Apress Berkeley; 2023. 205 p.
8. Cavallo A., Cosenz F., Noto G. Business model scaling and growth hacking in digital entrepreneurship. Journal of World Business. 2023;58(1):8. https://doi.org/10.1080/00472778.2023.2195463
9. Никонов О.К. Бизнес-модели масштабирования как стратегия развития иностранных и российских компаний. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022;12(4–1):350–357.
10. Sharma S., Meyer K. Industrializing innovation – the next revolution. Springer Cham; 2019. 216 p.
11. Shepherd D., Gruber M. The lean startup framework: closing the academic–practitioner divide. Entrepreneurship: Theory and Practice. 2021;45(2):967–998.
12. Hultberg E., Pal R. Exploring Scalability from a Triple Bottom Line Perspective: Challenges and Strategic Resources for Fashion Resale. Circular Economy and Sustainability. 2023. https://doi.org/10.1007/s43615-023-00267-0
13. Kleinert S. The promise of new ventures growth ambitions in early-stage funding: on the crossroads between cheap talk and credible signals. Entrepreneurship: Theory and Practice. 2023.
14. Быкова М.К. Маркетинговая модель коммерциализации нанотехнологических инноваций. Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М.: Государственный университет управления; 2013. 233 с.
15. Портных В.В. Стратегия бизнеса. М.: Дашков и К; 2017. 276 с.
16. Азоев Г.Л. (ред.), Окольнишникова И.Ю., Старостин В.С. и др. Маркетинг: модели, технологии, инструменты: учебник для вузов. СПб.: Питер; 2023. 544 с.
17. Азоев Г.Л., Хохлов Д.А. Формирование модели прогнозирования спроса на проектируемые цифровые продукты. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2021;1:18–27.
18. Азоев Г.Л., Сумарокова Е.В. Краткосрочное прогнозирование спроса на новые цифровые продукты: опыт Института маркетинга ГУУ. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2021;4:248–257.
19. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: типография «Новости»; 2000. 256 с.
Рецензия
Для цитирования:
Азоев Г.Л., Сумарокова Е.В., Котова А.Н. Маркетинговый подход к масштабированию бизнеса инновационного стартапа. Вестник университета. 2023;(9):38-47. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-38-47
For citation:
Azoev G.L., Sumarokova E.V., Kotova A.N. Marketing approach to scaling the business of an innovative startup. Vestnik Universiteta. 2023;(9):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-38-47