Специфика потребительского поведения в современной России
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-133-139
Аннотация
В статье рассматривается изменение потребительского поведения в условиях эпидемиологической ситуации, связанной с распространением вируса Covid-19, а также вследствие обострения международной политической обстановки, обусловленной началом специальной военной операции России в феврале 2022 г. Указанные обстоятельства демонстрируют актуальность настоящего исследования. Целью статьи является выявление особенностей поведения национального потребителя в условиях изменения экономической и внешнеполитической ситуации на современном этапе. Особое внимание уделяется рассмотрению понятия «потребительское поведение» с точки зрения классического и неоклассического подходов. В статье проведен анализ поведения потребителей, и изучены факторы, определяющие его изменение. Выявлена специфика поведения потребителя в период с 2020 г. по 2023 г. Обоснована важность изучения данной темы в настоящее время, а также определены возможные направления изменения потребительского поведения и специфика работы российских компаний в современных условиях.
Ключевые слова
Об авторах
О. Б. АникинРоссия
Аникин Олег Борисович, д-р экон. наук, проф. каф. мировой экономики и международных экономических отношений
г. Москва
В. С. Махонина
Россия
Махонина Виктория Сергеевна, студент
г. Москва
Список литературы
1. Почепский О. (21 января 2021). Клеверенс. Поведение потребителей: что это такое и какие социальные и психологические факторы влияют на принятие решения о покупке товаров и услуг. https://www.cleverence.ru/articles/biznes/povedeniepotrebiteley-chto-eto-takoe-i-kakie-sotsialnye-i-psikhologicheskie-faktory-vliyayut-na-pri/ (дата обращения: 05.06.2023).
2. Mango Office. Поведение потребителей. https://www.mango-office.ru/products/calltracking/glossary/povedeniepotrebiteley/ (дата обращения: 08.06.2023).
3. Лысова Е.А. Поведение потребителей: содержание понятия, социально-экономическая сущность. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019;4: 21–27.
4. Гончаров И.Л., Горелова О.А. Психология потребительского выбора и его влияние на ценообразование в условиях рынка. Вестник университета. 2020;8:110–116. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-110-116
5. KazEdu. Основы теории спроса и предложения. https://kazedu.com/referat/193738/3 (дата обращения: 10.06.2023).
6. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. С. Сорокиной. Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2022. 384 с.
7. Энциклопедия маркетинга. Записки маркетолога. Анализ потребителя. https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/analysis_of_consumer/ (дата обращения: 05.06.2023).
8. Сарычева С. (18 августа 2022). Priceva. Ценовая сегментация: как провести и внедрить. https://priceva.ru/blog/article/metodi-i-priemy-raboty-s-tsenoj/tsenovaya-segmentatsiya-kak-provesti-i-vnedrit (дата обращения: 06.06.2023).
9. GFK. Ориентироваться в маркетинге в сложные времена. https://www.gfk.com/ru/insights/russian-article-navigating-themarketing-landscape-in-challenging-times (дата обращения: 10.06.2023).
10. Ткачев И. РБК. Восьмой пакет санкций ЕС против России. Что важно знать. https://www.rbc.ru/economics/06/10/2022/633ec9309a7947735697e0fb (дата обращения: 04.06.2023).
11. Adpass. В сложный период потребители ждут поддержки от брендов: конкретные меры. https://adpass.ru/v-slozhnyj-periodpotrebiteli-zhdut-podderzhki-ot-brendov-konkretnye-mery/ (дата обращения: 03.06.2023).
12. Аналитический центр НАФИ. Клиенты и потребительское поведение. https://nafi.ru/solutions/#clients (дата обращения: 10.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Аникин О.Б., Махонина В.С. Специфика потребительского поведения в современной России. Вестник университета. 2023;(9):133-139. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-133-139
For citation:
Anikin O.B., Makhonina V.S. Specifics of consumer behavior in modern Russia. Vestnik Universiteta. 2023;(9):133-139. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-133-139