Международная торговля образовательными услугами в условиях цифровой трансформации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-140-148
Аннотация
В статье проведен анализ методологических основ международной торговли образовательными услугами и современных тенденций развития мирового рынка образования. Выявлено, что одним из ключевых направлений развития является цифровизация глобального рынка образования. Цифровая академическая мобильность набирает популярность в последние годы, особенно в условиях, созданных пандемией Covid-19. В конце 2019 г. – начале 2020 г. сфера образования была повергнута в шок из-за резкого перехода на онлайн-формат: ни преподаватели, ни студенты, ни школьники в большинстве стран мира не были готовы к такому. В настоящее время можно сделать вывод, что мир пережил пандемию, и люди адаптировались к цифровой образовательной среде, но во многих регионах отсутствует подключение к сети «Интернет» и не у каждого имеется доступ к компьютеру, в связи с чем возникает цифровой разрыв. Согласно целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций, к 2030 г. планируется обеспечить всех жителей планеты качественным образованием на протяжении всей жизни. В последние годы появилось большое количество EdTech компаний, конкурирующих за лидирующие позиции на мировом рынке онлайн-образования. Дистанционные образовательные платформы позволяют людям из любого уголка мира пройти обучение по интересующим их направлениям. Но в эпоху цифровой трансформации актуальным является вопрос о проблемах и перспективах развития рынка онлайн-образования.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. КанунниковаРоссия
Канунникова Анна Михайловна, ст. преп. каф. мировой экономики и международных отношений
г. Москва
Список литературы
1. Организация Объединенных Наций. Повестка дня в области устойчивого развития. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 01.06.2023).
2. Кириллов В.Н., Миллер Я.В. Глобальные цепочки создания стоимости в контексте новых вызовов развития мировой экономики. Российский внешнеэкономический вестник. 2021;2:86–97.
3. Щенин Р.К., Поляков В.В. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Юрайт; 2016. 346 с.
4. WTO. Education services. https://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/education_e/education_e.htm (дата обращения: 02.06.2023).
5. Организация Объединенных Наций. Руководство по статистике международной торговли услугами. https://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/seriesM_86Rev1r.pdf (дата обращения: 04.06.2023).
6. WTO. World Trade Statistical Review 2023. https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wtsr_2023_ch5_e.pdf (дата обращения: 04.06.2023).
7. Лесюк М.И., Смирнов Е.Н. Направления цифровой трансформации международной торговли услугами в условиях глобального кризиса. E-Management. 2022;5(2):91–98.
8. Смирнов Е.Н. Международная торговля услугами в условиях цифровизации: поиск оптимального подхода к регулированию. Российский внешнеэкономический вестник. 2020; 3:35–51.
9. Project Atlas. Global Mobility Trends 2022. https://www.iie.org/wp-content/uploads/2023/03/Project-Atlas_Infographic_2022.pdf (дата обращения: 05.06.2023).
10. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования 2023: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ; 2023. 432 с.
11. Research and Markets. Online education market. https://www.researchandmarkets.com/reports/5521683/online-educationmarket-size-global-forecast (дата обращения: 06.06.2023).
12. TalentTech. Исследование рынка онлайн-образования. https://main.talenttech.ru/research/issledovanie-rynka-onlajnobrazovaniya/#chast1 (дата обращения: 06.06.2023).
13. Канунникова А.М., Мога И.С. Современные тенденции развития электронного образования: мировой опыт и российская практика. В кн.: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: материалы III Международного научного форума, Москва, 09–10 декабря 2019 года. Том Выпуск 2. М.: Государственный университет управления; 2020. С. 195–201.
14. Vantage Market Research. Online Education Market Size. https://www.globenewswire.com/en/newsrelease/2023/03/14/2626925/0/en/Online-Education-Market-Size-Share-to-Surpass-USD-602-Billion-by-2030-Vantage-Market-Research.html (дата обращения: 08.06.2023).
15. Родыгина Н.Ю., Мусихин В.И., Азарова О.А., Логина М.В. Некоторые тренды глобального рынка образовательных услуг. Российский внешнеэкономический вестник. 2022;3:66–84.
16. Организация Объединенных Наций. Доклад о Целях в области устойчивого развития. https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian.pdf (дата обращения: 08.06.2023).
17. Медкова А.К. Индивидуализация и персонализация в обучении: сравнительный анализ. Вестник экспериментального образования. 2022;4(33):21–30.
18. ООО «Нетология». Аналитический отчет «Исследование российского рынка онлайн-образования» 2022. https://netology.ru/blog/06-2022-edtech-research (дата обращения: 09.06.2023).
19. Brighteye Venture. The European Edtech Funding Report 2022. https://docsend.com/view/jz3gpvpdibmqqqt7 (дата обращения: 09.06.2023).
20. Holon IQ. Global EdTech Venture Capital Report - Full Year 2021. https://www.holoniq.com/notes/global-edtech-venturecapital-report-full-year-2021 (дата обращения: 09.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Канунникова А.М. Международная торговля образовательными услугами в условиях цифровой трансформации. Вестник университета. 2023;(9):140-148. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-140-148
For citation:
Kanunnikova A.M. International trade in educational services in the conditions of digital transformation. Vestnik Universiteta. 2023;(9):140-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-9-140-148