Место системы высшего образования в инновационной сфере в решении проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Часть I
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-47-55
Аннотация
В статье проанализирована специфика подготовки профессиональных кадров по управлению инновациями в Российской Федерации. Объектом исследования является направление подготовки «Инноватика», реализующее методологию подготовки специалистов по управлению инновациями во всех сферах экономики. Цель исследования заключается в оценке соответствия методологии подготовки менеджеров по управлению инновациями требованиям современной концепции образования, предполагающей практикоориентированность образования и проведение в вузах фундаментальных и прикладных исследований, востребованных в инновационной экономике. Задача исследования – постановка проблемы реализации таких требований к системе высшего образования, как адаптивность выпускников требованиям рынка труда, их способность разрабатывать и реализовывать проекты и решать задачи инновационного развития. Исследование базируется на применении симплекс-метода Басадура по решению нестандартных проблем управления и формирует комплексное представление о проблемах подготовки кадров для инновационной экономики и использования профессиональных компетенций менеджера по инновациям в методологии проектного образования для реализации модели предпринимательского университета. В результате формулируется задача формирования коллаборации технических вузов, обладающих пулом технологических стартапов, но не формирующих компетенции по их коммерциализации с вузами, осуществляющими подготовку менеджеров по инновациям как специалистов по продвижению стартапа на рынок.
Об авторах
Ю. Н. КафиятуллинаРоссия
Кафиятуллина Юлия Насиховна - старший преподаватель кафедры управления организацией в машиностроении.
Москва
И. С. Прохорова
Россия
Прохорова Инна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве.
Москва
Список литературы
1. Волков А.Т., Гуреев П.М., Прохорова И.С. Анализ процессов цифровизации в системе образования России. В кн.: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: smart nations: экономика цифрового равенства: материалы III Международного научного форума, Москва, 9–10 декабря 2019 г. М.: Государственный университет управления; 2020. С. 203–211.
2. Гуреев П.М., Дуненкова Е.Н., Онищенко С.И., Прохорова И.С., Рассказова А.Ю., Гришин В.Н., Коновалова О.В., Морозова И.В., Родкина Т.В., Алпатова Е.А., Тинякова В.И., Дегтярева В.В., Кафиятуллина Ю.Н., Гуляева А.С. Формирование и развитие инновационной среды в условиях цифровой экономики. М.: РУСАЙНС; 2020. 206 с.
3. Gureev P.M., Degtyareva V.V., Prokhorova I.S. National features of forming a digital economy in Russia. In: Proceedings of the International Scientific Conference “Far East Con” (ISCFEC 2020), Vladivostok, October 2–4, 2018. Vladivostok: Atlantis Press; 2019. Pp. 875–878. https://doi.org/10.1007/978-3-030-39319-9
4. Prokhorova I.S., Zakharova A.V. Innovative potential of the national innovation system of the Russian economy for building a digital economy. In: Proceedings of the International Scientific Conference “Far East Con” (ISCFEC 2020), Vladivostok, October 2–4, 2018. Vladivostok: Atlantis Press; 2019. Pp. 773–783. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.109
5. Moseykin Yu.N. The Global Market of Educational Services: Current Trends and the Russian Practice. Journal of Computational and Theoretical Nanoscience. 2018;24(7):4942–4945. https://doi.org/10.1166/asl.2018.11239
6. Alzahanova A.A., Baineeva P.T., Bekmanova G.U. Global trends and national priorities in the field hinger education. In: Industrial technologies and engineering icite: Proceedings of the VII International Conference, Shymkent, November 12–13, 2020. Shymkent; 2020. Pp. 36–38.
7. Abad-Segura E., Gonzalez-Zamar M.D., Infante-Moro J.C., Garcia G.R. Sustainable management of digital transformation in hinger education: Global research trends. Sustainability. 2020;5:1–24. https://doi.org/10.3390/su12052107
8. Betta J., Boronina L., Senuk Z., Baliasov A. Project-based learning in training of a new generation of specialists: a corporative analysis. In: Proceedings of the Nordsci Conference on Social Sciences, Helsinki, June 17–19, 2018. Helsinki: Salma Consult LTD; 2018. Pp. 45–47.
9. Egorychev A.M., Mardakhaev L.V., Zarezky V.V., Akhtyan A.G., Tkachenko A.V. Management innovation processes in the system of Russian education. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018;8(12):403–412.
10. Tagunova I.A., Dolgaya O.I., Shaposnikova T.D., Sukhin I.G., Naydenova I.S. Education development trend in global dimension. In: EEIA 2019: Proceedings of the International Conference “Education Environment for the Information Age”, Moscow, June 4–5, 2019. Moscow: Future Academy; 2019. Pp. 908–915.
11. Basadur M., Gelade H.A. Using the Creative Problem Solving Profile (CPSP) to Diagnose and Solve Real Problems. https://www.academia.edu/18220708/Using_the_Creative_Problem_Solving_Profile_CPSP_for_Diagnosing_and_Solving_Real_World_Problems/ (дата обращения: 21.07.2023).
12. Pavlova I., Chernobuk V. Project education in entrepreneurial universities: an exploratory analysis. In: Soliman K.S. (ed.). VISION 2020: Innovation management, development sustainability, and competitive economic growth: Proceedings of the 28th International Business Information Management Association Conference, Seville, November 9–10, 2016. International Business Information Management Association; 2016. Pp. 3196–3204.
13. Ashmarina S., Nikulina E. Assessment of global trends impact on development of hinger education system. Problems and Perspectives in Management. 2017;15(3):365–376. https://doi.org/10.21511/ppm.15(3-2).2017.06
14. Гнатюк О.Л. Современные модели высшей школы. Часть 2. Дилеммы выбора российской модели высшего образования. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014;3(2):202–210.
15. Мкртычян Г.А. Предпринимательский университет: концепция и диагностика культуры. Вестник Мининского университета. 2014;4.
16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Стартап как диплом. https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/25900/ (дата обращения: 21.07.2023).
17. Аналитический центр «Эксперт». Рейтинг предпринимательских университетов и бизнес-школ – 2022. https://acexpert.ru/publications/rating/reiting-predprinimatelskikh-universitetov-i-biznes-shkol-2022/ (дата обращения: 21.07.2023).
18. Волков А.Т., Дуненкова Е.Н., Онищенко С.И., Прохорова И.С., Устинов В.С. Развитие направления высшего образования «Инноватика» на кафедре управления инновациями ГУУ. Инновации. 2019;12(254):35–46. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.254.12.005
Рецензия
Для цитирования:
Кафиятуллина Ю.Н., Прохорова И.С. Место системы высшего образования в инновационной сфере в решении проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Часть I. Вестник университета. 2023;(10):47-55. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-47-55
For citation:
Kafiyatullina Yu.N., Prokhorova I.S. Higher education system placement in the innovation sphere in solving staffing innovative economy problem. Part I. Vestnik Universiteta. 2023;(10):47-55. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-47-55