Анализ изменений в потребительском поведении российских представителей поколений X и Z в связи с социально-экономическими изменениями в 2022 г.
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-220-226
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния ожиданий потребителя на объем производимых трат в рамках потребительских предпочтений. Актуальность статьи связана с современными процессами на потребительском рынке, которые характеризуются, с одной стороны, сокращением реального объема доходов населения, а с другой – уходом крупных международных брендов из Российской Федерации в связи с санкционным давлением. В качестве методологической основы для демографического разделения респондентов разных поколений была выбрана классическая теория Уильяма Штрауса и Нейла Хоува, разработанная в 1991 г. Целью исследования является анализ потребительских предпочтений в рамках двух демографических поколений (поколения X и Z), связанных с расходами из-за ожидания кризисных явлений на потребительском рынке. Для проверки этой гипотезы было проведено анкетирование среди представителей двух поколений. В качестве респондентов выступили студенты в возрасте 17–21 лет (поколение Z) и их родители в возрасте 45–55 лет (поколение X).
Об авторах
Л. Г. АхмаеваРоссия
Ахмаева Людмила Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью.
Москва
Д. В. Долгополов
Россия
Долгополов Дмитрий Владиславович - кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью.
Москва
А. И. Еремеева
Россия
Еремеева Анастасия Игоревна - кандидат психологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью.
Москва
Список литературы
1. Вялых Н.А. Социальное доверие российского общества к системе здравоохранения: новые смыслы и теоретические основания в период пандемии COVID-19. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022;2(66):104–111.
2. ТАСС. Реальные располагаемые доходы россиян в I квартале снизились на 1,2 %. https://tass.ru/ekonomika/14498335 (дата обращения: 31.07.2023).
3. Briscoe G. The significance of financial expectations in predicting consumer expenditures: A quarterly analysis. Applied Economics. 1976;8:99–119. https://doi.org/10.1080/00036847600000010
4. İpek E., Akyazı H. Expectations and Household Expenditure: Case of Turkey. Journal of Management and Economics Research. 2017;15(1):27–39. https://doi.org/10.11611/yead.3734383
5. Shokoofeh F. Consumers’ Expectations and Consumption Expenditure. Journal for Economic Educators. 2005;2(5).
6. РБК. Военная операция на Украине. https://www.rbc.ru/textonlines/10/01/2023/6216fb4d9a79474dc80e8821 (дата обращения: 31.07.2023).
7. Ipsos. Аналитика 2022–2023: потребитель в режиме вечной адаптации. https://www.ipsos.com/ru-ru/doklad-analitika-20222023-potrebitel-v-rezhime-vechnoy-adaptacii (дата обращения: 31.07.2023).
8. Yeung M., Ramasamy B., Chen J., Paliwoda, S. Customer satisfaction and consumer expenditure in selected European countries. International Journal of Research in Marketing. 2013;30:406–416. https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2013.06.001
9. Корпоративный менеджмент. Как кризис отражается на потребителях и компаниях и каковы их ожидания. https://www.cfin.ru/anticrisis/companies/cases/e-crisis-survey.shtml (дата обращения: 31.07.2023).
10. Cavusgil E., Yayla S., Kutlubay O., Yeniyurt S. The impact of demographic similarity on customers in a service setting. Journal of Business Research. 2022;139:145–160. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.09.030
11. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York, USA: William Morrow and Company, Inc. 538 p.
12. Ахмаева Л.Г., Долгополов Д.В., Еремеева А.И. Проблемы цифровой адаптации различных демографических групп в Московском регионе России. Вестник университета. 2020;(10):145–151. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-10-145-151
13. Аржанова К.А. Тренды интерактивного маркетинга. В кн.: Реформы в России и проблемы управления – 2021: материалы 36-й Всероссийской научной конференции молодых ученых, Москва, 19 мая 2021 г. Москва: Государственный университет управления; 2021. С. 72–76.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмаева Л.Г., Долгополов Д.В., Еремеева А.И. Анализ изменений в потребительском поведении российских представителей поколений X и Z в связи с социально-экономическими изменениями в 2022 г. Вестник университета. 2023;(10):220-226. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-220-226
For citation:
Akhmaeva L.G., Dolgopolov D.V., Eremeeva A.I. Customers’ behavior changes of Russian representatives of generations X and Z due to social and economic factors in 2022. Vestnik Universiteta. 2023;(10):220-226. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-220-226