Мониторинг национальных проектов в Российской Федерации и риски, связанные с их реализацией
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-14-20
Аннотация
Национальные проекты (далее – НП), разработанные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации (далее – РФ), позволяют реализовать ключевые задачи для социально-экономического развития страны, а также благосостояния ее населения. Оценка показателей эффективности и контрольных точек на всех этапах функционирования НП позволяет определять необходимость принятия оперативных управленческих решений на местном, региональном и федеральном уровнях. В проведенном исследовании рассмотрена система мониторинга реализации НП в РФ. Проведена оценка ключевых рисков и возможных угроз реализации НП, а также предложены возможные пути решения проблем. Изучены основные нормативно-правовые документы, которые регламентируют исполнение НП, механизм и структуру их мониторинга. В работе были использованы традиционные теоретические методы исследования, в том числе системный анализ и синтез, а также индуктивный и дедуктивный подходы, которые позволили провести оценку единой государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами РФ «Электронный бюджет», а также отдельно функционирующей системы на базе «Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова» под названием «Информационная система мониторинга национальных проектов и программ в социальной сфере». Полученные результаты анализа позволили сделать вывод о ключевых проблемах и ошибках в процессе мониторинга за реализацией НП в РФ, а также дать предложения по их устранению.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. СтроевРоссия
Строев Владимир Витальевич - д-р экон. наук, ректор.
Москва
Н. В. Кузнецов
Россия
Кузнецов Николай Владимирович - д-р экон. наук, канд. техн. наук, и.о. зав. каф. статистики, доц. каф. финансов и кредита.
Москва
Список литературы
1. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 29.08.2023).
2. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 г. № 1528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». https://base.garant.ru/72136060/ (дата обращения: 29.08.2023).
3. Кутузова Н.С. Сущность и правовые аспекты национального проекта. Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Право. 2021;21(1):96–102. https://doi.org/10.14529/law210114
4. Центр проектного менеджмента. Функционирование проектных офисов: методическое пособие. https://pm.center/upload/iblock/a4d/Методическое%20пособие%20Функционирование%20проектных%20офисов.pdf (дата обращения: 29.08.2023).
5. Кириченко И.А. Направления совершенствования риск-ориентированного подхода в практике управления национальными проектами. Экономическая безопасность. 2022;5(4):1451–1464. https://doi.org/10.18334/ecsec.5.4.115024
6. Галиуллина Е.В. Управление рисками в национальном проекте. Академическая публицистика. 2022;11-2:54–60.
7. Ежов Д.А. Потенциальные риски реализации национальных проектов 2019–2024 и пути их нейтрализации. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020;3(32(9)):41–43. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0903-0008
8. Собгайда Е.А., Качанова Л.С. Мероприятия по снижению рисков, возникающих при реализации национальных проектов в Российской Федерации на современном этапе. Наукосфера. 2023;6–1:307–311. https://doi.org/10.5281/zenodo.8041902
9. Швецов К.В., Иванова Д.А. Социально-экономические риски в условиях реализации национальных проектов. В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: материалы Всероссийской научной практической и учебно-методической конференции, Санкт-Петербург, 27–29 мая 2020 г. СПб: Политех-Пресс; 2020. С. 238–242.
10. Савин О.А. Организация управления рисками при реализации национальных проектов. В кн.: Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса в 6-ти частях «Студент года 2021», Петрозаводск, 19 мая 2021 г. Петрозаводск: МЦНП «Новая Наука»; 2021. С. 192–197.
11. ТАСС. Игорь Краснов: мы «бьем по рукам» за коррупцию и намерены продолжить это делать. https://tass.ru/interviews/16540865 (дата обращения: 30.08.2023).
12. Круглова О.В., Денисов К.М. Риски реализации национальных проектов. В кн.: Современное государственное и муниципальное управление: в поиске ресурсов и технологий общественного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Дзержинск, 14 апреля 2022 г. Дзержинск: Аджика; 2022. С. 49–52.
Рецензия
Для цитирования:
Строев В.В., Кузнецов Н.В. Мониторинг национальных проектов в Российской Федерации и риски, связанные с их реализацией. Вестник университета. 2023;(11):14-20. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-14-20
For citation:
Stroev V.V., Kuznetsov N.V. Monitoring of national projects in Russia and risks associated with their implementation. Vestnik Universiteta. 2023;(11):14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-14-20