Государственное управление высшим образованием для достижения целей научно-технологического развития
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-21-30
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме государственного управления высшим образованием в контексте научно-технологического развития. Цель исследования – выявление ключевых аспектов государственного управления высшим образованием для достижения целей научно-технологического развития и предложение практических рекомендаций для улучшения данного взаимодействия в России. В ходе исследования была рассмотрена концепция «Университет 3.0», проведен сравнительный анализ высшего образования как инструмента научно-технологического развития (на примере Израиля и России), выделены ключевые проблемы в данной сфере и предложены возможные пути решения. Было выявлено, что система высшего образования России нуждается в соответствующем пересмотре с учетом вызовов научно-технологического прогресса. При проведении исследования были использованы системный подход, сравнительный анализ, методы классификации и синтеза. Исследование опирается на научные работы отечественных и зарубежных авторов, официальные сайты справочно-правовых систем, а также данные статистических исследований, опубликованных Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирным экономическим форумом.
Об авторах
Е. И. ШумскаяРоссия
Шумская Екатерина Игоревна - канд. экон. наук, зав. каф. государственного управления.
Москва
В. Д. Еремина
Россия
Еремина Варвара Денисовна – студент.
Москва
Список литературы
1. Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения: 05.09.2023).
2. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии. Вопросы экономики. 2017;3:58–76. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76
3. Лозицкий В.Л. Становление и эволюция институциональной модели университета 3.0 в эпоху цифровизации. В кн.: Бельский А.Б. (отв. ред.) Цифровая трансформация образования: материалы II международной научно-практической конференции, Минск, 27 марта 2019 г. Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»; 2019. С. 290–293.
4. Laptevа A.V. New generation of universities. University 4.0. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2016;11(9):2681–2696. https://doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-11-2681-2696
5. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2016. 209 c.
6. Белявский О.В. Эффективность системы грантовой поддержки научных исследований. Пробелы в российском законодательстве. 2018;4:395–399.
7. Российская академия наук. Грантовая система финансирования науки бесперспективна. https://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8198f4fe-2359-4a9f-bd63-6508905c56ac&print=1 (дата обращения: 07.09.2023).
8. UNESCO. UNESCO Science Report: the race against time for smarter development; executive summary. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377250 (дата обращения: 05.09.2023).
9. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. 2019. https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения: 06.09.2023).
10. Skillbox Media. Названы самые популярные специальности в вузах среди абитуриентов 2022 года. https://skillbox.ru/media/education/nazvany-samye-populyarnye-spetsialnosti-v-vuzakh-sredi-abiturientov-2022-goda/ (дата обращения: 03.09.2023).
11. РБК. Ведущие вузы назвали направления с самым высоким конкурсом. https://www.rbc.ru/society/20/08/2022/62feada79a7947e67818936b (дата обращения: 04.09.2023).
12. Education Index. Шанхайский рейтинг вузов. https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/arwu/ (дата обращения: 05.09.2023).
13. Israel Innovation Authority. Israel Innovation Authority’s 2021 Innovation Report. https://innovationisrael.org.il/en/report/israel-innovation-authoritys-2021-innovation-report (дата обращения: 08.09.2023).
14. Таловская Б.М. Технион (Израиль) – опыт создания университетской экосистемы поддержки стартапов. Вестник Томского государственного университета. История. 2018;53:121–126. https://doi.org/10.17223/19988613/53/24
15. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития системы высшего образования в России. Мир науки. Педагогика и психология. 2016;5.
16. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Коцемир М.Н., Кузнецова И.А., Мартынова С.В., Нестеренко А.В. и др. Индикаторы науки: 2022: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ; 2022. 400 с.
17. Суходолов А.П., Анохов И.В., Михалёва Е.О. Университетская наука. Внутренние возможности стимулирования научной деятельности в российских университетах. Экономика науки. 2019;2(5):129–142.
18. Терентьев Е.А., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления. М.: НИУ ВШЭ; 2021. 48 с.
19. Правительство Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1390 (ред. от 28.06.2021) «О формировании стипендиального фонда» (вместе с «Правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» и «Нормативами для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209143/2c8fcedbc546d3034dd9fcae59e0311da262ca5d/#dst100055 (дата обращения: 02.09.2023).
20. Коротков И.Г. Основные этапы формирования национальной инновационной системы Израиля в XX веке. Мир новой экономики. 2019;4(13):6–13. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-4-6-13
21. Марьясис Д.А. Государство и инновации: опыт Израиля. Инновации. 2016;7(213):87–95.
22. Government of Israel. Ministry of Education. https://www.gov.il/en/departments/ministry_of_education/govil-landing-page (дата обращения: 02.09.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Шумская Е.И., Еремина В.Д. Государственное управление высшим образованием для достижения целей научно-технологического развития. Вестник университета. 2023;(11):21-30. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-21-30
For citation:
Shumskaya E.I., Eremina V.D. Public administration of higher education as a key to scientific and technological development. Vestnik Universiteta. 2023;(11):21-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-21-30