Системная классификация и паспортизация электронных торговых платформ
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-208-218
Аннотация
Цель статьи состоит в разработке критериев паспортизации маркетплейсов на основе наиболее значимых классификаций.
В рамках исследования представлены существующие классификации, проанализирована связь между ними. На основе обзора классификаций и экономического анализа разработан механизм паспортизации товарных маркетплейсов: выделены критерии паспортизации, форма паспорта маркетплейса и приложение к паспорту с основными экономическими показателями. В качестве апробации проведена паспортизация маркетплейса Ozon («Интернет Решения»). На основе публичной отчетности заполнено приложение с основными экономическими показателями. Результаты работы будут интересны исследователям двусторонних рынков, инвесторам, потенциальным и действующим участникам маркетплейсов в условиях цифровой трансформации экономики и роста объемов электронной коммерции в России. Векторы, полученные в итоге процесса паспортизации, могут быть использованы для сравнения российских товарных маркетплейсов не только между собой, но и с иностранными платформами.
Об авторе
Т. Р. ТорпищевРоссия
Тимур Ринатович Торпищев, аспирант, преп.
департамент экономики
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Торпищев Т.Р. Эволюция маркетплейсов: от предпосылок к стратегиям. В кн.: Синцева Е.А. (ред.) Цифровая экономика и финансы : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16–17 марта 2023 г. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион»; 2023. С. 380–385.
2. Van de Ven M. et al. Creating a taxonomy of business models for data marketplaces. 34<sup>th</sup> Bled EConference: Digital Support from Crisis to Progressive Change. University of Maribor Press. 2021; 313–325. doi: 10.18690/978-961-286-485-9.23
3. Barnes-Vieyra P., Claycomb C. Business-to-business e-commerce: models and managerial decisions. Business horizons. 2001;44(3):13–20. doi: 10.1016/S0007-6813(01)80030-6
4. Paviou P.A., Sawy O.A. A classification scheme for B2B exchanges and implications for inter-organisational e-commerce. In: Warkentin M. (ed.) Business to Business Electronic Commerce: Challenges and Solutions. Pennsylvania: Idea Group Publishing; 2002. P. 1–21. doi: 10.4018/978-1-930708-09-9.ch001
5. Ebay. Официальный сайт. www.ebay.com (дата обращения: 15. 10. 2023).
6. 8<sup>th</sup> and Walton. What Is Retail Link? 2020. www.8thandwalton.com/blog/what-is-retail-link-for (дата обращения: 15. 10. 2023).
7. Jap S.D., Mohr J.J. Leveraging Internet technologies in B2B relationships. California Management Review. 2002;44(4):24–38. doi: 10.2307/41166141
8. Christiaanse E., Markus M.L. Participation in collaboration electronic marketplaces. 36<sup>th</sup> Annual Hawaii International Conference on System Sciences, 2003. P. 8–16. doi: 10.1109/HICSS.2003.1174383
9. Granot D., Sosic G. Formation of alliances in Internet-based supply exchanges. Management Science. 2005;51(1):92–105. doi: 10.1287/mnsc.1040.0213
10. Кунин В.А., Семенов А.В. К вопросу о путях повышения социальной направленности частно-государственного предпринимательства. Проблемы современной экономики. 2021;2(78):93–98.
11. Wang S., Archer N.P. Electronic marketplace definition and classification : literature review and clarifications. Enterprise Information Systems. 2007;1(1):89–112. doi: 10.1016/S0007-6813(01)80030-6
12. Баркан Е.С. Маркетплейс-современный формат торговой организации. В кн.: Всероссийская конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер-2020) Москва, 07–10 декабря 2020 г. М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство; 2020. C. 301–303.
13. Хлебович Д.И., Кордина И.А. Специализированный маркетплейс как перспективный формат электронной коммерции. Beneficium. 2023;1:51–59.
14. Торпищев Т.Р. Маркетплейс: управление предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке. Экономика и управление. 2023;29(1):45–53. doi: 10.35854/1998-1627-2023-1-45-53
15. Grieger M. Electronic marketplaces: a literature review and a call for supply chain management research. European Journal of Operational Research. 2003;144(2):280–194. doi: 10.1016/S0377-2217(02)00394-6
16. Локтионова Е.В. Оценка эффективности выполнения логистических операций маркетплейсов. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022;4(136):134–137.
17. Строев В.В. Экономическое обоснование выбора информационных систем управления высокотехнологичным предприятием в условиях цифровизации. Московский экономический журнал. 2022;7.3:634–647. doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_167
18. Rusbase. Оборот Wildberries вырос в 2022 году на 98 % и достиг 1,7 трлн руб. https://rb.ru/news/wildberries-22/ (дата обращения: 20. 10. 2023).
19. United States Securities and Exchange Commission. Form 20-F. https://www.sec.gov/ix?doc=/Archives/edgar/data/1822829/000119312523115002/d445088d20f.htm (дата обращения: 21. 10. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Торпищев Т.Р. Системная классификация и паспортизация электронных торговых платформ. Вестник университета. 2023;(12):208-218. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-208-218
For citation:
Torpishchev T.R. System classification and certification of electronic trading platforms. Vestnik Universiteta. 2023;(12):208-218. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-12-208-218