Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-204-210
Аннотация
В статье представлены результаты изучения ценностных и смысложизненных ориентаций, а также самоактуализации учащейся молодежи. Выявлены две группы студентов по иерархической структуре ценностных ориентаций, отличающихся особенностями смысложизненных ориентаций и аспектов самоактуализации. Исследование проводилось на базе Государственного социально-гуманитарного университета. В нем приняло участие большое количество
студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях. Анализ ценностей осуществлялся с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича, аспектов самоактуализации – с помощью самоактуализационного теста Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза и М. В. Латинской, анализ смысложизненных ориентаций – с использованием теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Было эмпирически доказано, что ценностные ориентации, будучи общей осмысленностью жизни, связаны с ее восприятием как целостного процесса и с такими особенностями самоактуализации, как цели, убеждения, установки и принципы. В результате у первой группы студентов поведение и ценности зависели от внешней оценки и руководства, а так как отношения к ценностям формируются в определенный момент времени и в определенных условиях, то учащиеся в качестве субъектов не могут контролировать свою жизнь. У второй группы студентов реализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание руководствоваться в жизни и поведении собственными ценностями, которые интегрированы в структуру личности, и учащиеся, являясь субъектами, могут осуществлять этот контроль.
Об авторах
И. А. БакушкинРоссия
Иван Анатольевич Бакушкин, Председатель Отдела, аспирант
Отдел по миссионерской работе и делам молодежи
Коломна
И. М. Ильичева
Россия
Ирина Михайловна Ильичева, д-р психол. наук, проф.
каф. психологии
Коломна
Список литературы
1. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press; 1973. 438 p.
2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл; 1992. 17 с.
3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Роcсийское педагогическое агентство; 1995. 43 с.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл; 1992. 18 с.
5. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов. Вестник университета. 2021;3:168–176. doi: 10.26425/1816-4277-2021-3-168-176
6. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Содержательные компоненты смысложизненных ориентаций студентов. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021;2(62):86–92.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл; 2019. 584 с.
8. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Исследование самоактуализации современных студентов. Психолого-педагогический поиск. 2021;3(59):55–65. doi: 10.37724/RSU.2021.59.3.006
Рецензия
Для цитирования:
Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей. Вестник университета. 2024;(1):204-210. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-204-210
For citation:
Bakushkin I.A., Ilicheva I.M. Self-actualisation and life-purpose orientations of students with different hierarchy of values. Vestnik Universiteta. 2024;(1):204-210. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-204-210