Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Проблемы формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-223-229

Аннотация

   Статья посвящена изучению особенности формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве. К проблемам данного феномена можно отнести следующие: незапланированная беременность, преждевременное рождение ребенка, непринятие одним или двумя родителями своего ребенка, отягощающая наследственность, послеродовые нарушения в физическом или психическом развитии, индивидуальные особенности ребенка, негативное влияние окружающей среды и людей, отсутствие воспитательных воздействий и социальная дезадаптация, а также иные политические, социально-экономические и культурно-этнические характеристики. В исследовании уделяется внимание процессуальным аспектам формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве. Кроме того, в статье представлена ее модель, отражены основные особенности создания и реализации модели. К тому же даны цели, задачи, факторы и психолого-педагогические условия рассматриваемого явления. Некоторые из представленных в исследовании факторов, воздействующих на ребенка в раннем дошкольном, школьном, студенческом возрасте, могут препятствовать его благоприятному формированию в любом образовательном учреждении, которое происходит по такому направлению, как естественный учебный и образовательный процесс. Специфика факультета прослеживается при этом в дисциплинах и компетенциях, которые соответствуют характеристикам социальной зрелости учащихся.

Об авторе

О. В. Забродина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Ольга Владимировна Забродина, канд. психол. наук, доц.

каф. педагогики и психологии

Самара



Список литературы

1. Акбарова А.А. Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018;2(7):149–155. doi: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155

2. Доценко Е.Л. «Социально-психологическая зрелость» – формирование понятия. Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020;3:4–12. doi: 10.24147/2410-6364.2020.3.4-12

3. Шишковская И.П. Междисциплинарный анализ феномена «социальная зрелость студента». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023;2(43(12):111–114.

4. Костина Н.И. Экспериментальное изучение показателей индекса социальной зрелости у студентов. Общество. 2021;2–2(21):111–115.

5. Архипова В.А. Социальная зрелость и ценностные ориентации студенчества как факторы успешности учебной деятельности. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022;7:15–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zrelost-i-tsennostnye-orientatsii-studenchestva-kak-faktory-uspeshnosti-uchebnoy-deyatelnosti?ysclid=ltzkwlv0k304405719

6. Маркова Н.В. Аксиологический подход к воспитанию социальной зрелости студентов в профессиональном обучении. Педагогика & психология. Теория и практика. 2022;3(27):55–64.

7. Солдатченко А.Л. Аксиологический аспект становления социальной зрелости студентов технического вуза в контексте цифровизации системы высшего образования. Libri Magistri. 2022;2(20):93–101. doi: 10.52172/2587-6945_2022_20_2_93

8. Козаченко Е.В. Структурный анализ социальной зрелости будущих социальных психологов. Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021;8(50):164–166.

9. Погорова Р.И. Характеристики социально-психологической зрелости студентов-психологов. Вопросы науки и образования. 2021;8(133):38–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-sotsialno-psihologicheskoy-zrelosti-studentov-psihologov?ysclid=ltzkyhxr2z707966608

10. Лесникова Г.Н., Шевлякова М.М. Здоровый образ жизни. Социальная зрелость личности. Тенденции развития науки и образования. 2023;95–1:74–78. doi: 10.18411/trnio-03-2023-24

11. Давлетшина З.Д. Развитие социальной зрелости обучающихся в процессе общественно полезной деятельности. Вестник НЦБЖД. 2023;2(56):13–18.

12. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015;6(40):23–28.

13. Ижденева И.В. Личностно-ориентированный подход в современном образовательном пространстве. Интерактивная наука. 2021;8(63):21–22. doi: 10.21661/r-554781

14. Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Феномен самоактуализации в условиях современного общества в образовательном пространстве и образовательной среде. Педагогический журнал. 2020;3–1(10):348–353. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44232868&ysclid=ltzl0g5w7u848151318

15. Забродина О.В. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Авторефер. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет; 2016. 22 с.


Рецензия

Для цитирования:


Забродина О.В. Проблемы формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве. Вестник университета. 2024;(1):223-229. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-223-229

For citation:


Zabrodina O.V. Problems of formation of socially mature students in the educational space. Vestnik Universiteta. 2024;(1):223-229. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-223-229

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)