Эмоциональный интеллект: к проблеме определения понятия
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-230-239
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости уточнения определения эмоционального интеллекта (далее – ЭИ). На основе анализа накопленных данных о нейрофизиологических основах ЭИ и психологической травмы, а также учитывая методы психотерапевтической работы различных направлений с эмоциями и чувствами человека предлагается и аргументируется введение нового элемента в определение и структуру ЭИ – эмоциональной сензитивности (чувствительности) (далее – ЭС). ЭС рассматривается как способность направлять внимание на свои эмоции и чувства, быть в контакте с ними, полно испытывать, ощущать их, погружаться в них, переживать, глубоко проживать в безопасных условиях, дистанцироваться от них при необходимости, снова возвращаться к своим переживаниям. Если способность осознания своих эмоций и чувств является интегративной, аффективно-когнитивной по своей природе, то ЭС – эмоциональная основа их осознания, которую предлагается выделить отдельно в качестве самостоятельного и важнейшего элемента ЭИ. В целом ЭИ предстает как эмоционально-когнитивно-личностное образование, когда подчеркивается и отражается интегративная сущность данного понятия, состоящая в единстве аффективных и когнитивных процессов человека. В долговременной психотерапии уделяется особое и отдельное внимание развитию такой способности, как ЭС, при этом в силу важного практического значения в повседневной жизни людей ее необходимо отразить в определениях ЭИ и учитывать при любых формах психологической работы с человеком.
Об авторе
Е. Н. РасторгуеваРоссия
Расторгуева Елена Николаевна, канд. психол. наук, доц.
каф. социологии и политологии
Пермь
Список литературы
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоцкий государственный университет; 2020. 356 с.
2. Расторгуева Е.Н. Единство когнитивных и эмоциональных аспектов в современной психотерапии. Вестник университета. 2023;2:204–211. doi: 10.26425/1816-4277-2023-2-204-211
3. Тутч Л. Эмоции в психотерапевтическом процессе переработки: активировать или управлять? Экзистенциальный анализ. 2012;4:117–136.
4. Корбей Л. Специфические терапевтические реакции на различные уровни ограниченного структурой переживания. Экзистенциальный анализ. 2014;6:99–122.
5. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ. New York: Bantam; 2005. 352 p.
6. Cooper R.K., Sawaf A. Executive EQ: emotional intelligence in leadership and organizations. New York: Putnam Adult; 1997. 327 p.
7. Власова О.I. Псiхологiя соцiальнiх здiбностей: структура, дiнамiка, чинники розвитку : монографiя. Київ: Київський національний університет імені Тараса Шевченка; 2005. 308 с.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства : учебное пособие. СПб.: Питер; 2001. 175 с.
9. Шадриков В.Д. К понятию эмоционального интеллекта. В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности : сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию В.Д. Шадрикова, Ярославль, 24–25 ноября 2009 г. Ярославль: ЯГПУ; 2009. С. 12–13.
10. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: new ability or eclectic traits? American Psychologist. 2008;63:503–517. doi: 10.1037/0003-066X.63.6.503
11. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam; 2000. 400 p.
12. Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: science and myth. Cambridge: MIT Press; 2002. 697 p.
13. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2021. 432 c.
14. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта. В кн.: Социально-психологические проблемы ментальности : материалы 6-й Международной научно-практической конференции. Часть 1, Смоленск, 2004 г. Смоленск: Самарский государственный социально-педагогический университет; 2004. С. 22–26.
15. Иванова Н.А., Винничук Д.Н. Состояние перфекто! Как эмоциональный интеллект помогает в бизнесе и жизни. Ростов-на-Дону: Феникс; 2021. 303 с.
16. Леви Э. Эмоциональный интеллект. Побеждай без манипуляций. М: АСТ; 2022. 288 с.
17. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema. 2006;18:3–25.
18. Buck R. The communication of emotion. New York: Guilford press; 1986. 391 p.
19. Колк ван дер Б. Тело помнит все. Какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть. Пер. с англ. И. Чорного. М.: Бомбора; 2023. 560 с.
20. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М: Российское педагогическое агентство; 1995. 43 с.
21. Анохина А.С., Токарева О.А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта. Проблемы современного педагогического образования. 2018;58–2:311–314.
22. Гринченко Ю.В., Греченко Т.Н., Безденежных Б.Н. Психофизиология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521000 «Психология» и специальностям 020400 «Психология», 022700 «Клиническая психология». СПб.: Питер; 2011. 463 с.
23. Damasio A.R. Descartes’ error: emotion, reason, and the human brain. New York: Putnam; 1994. 331 p.
24. Риццолатти Д., Коррадо С. Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания. Пер. с ит. М.В. Фаликмана, О.А. Кураковой. М.: Языки славянских культур; 2012. 208 с.
25. Махин С.А., Макаричева А.А., Луцюк Н.В., Черный С.В., Орехова Л.С. Взаимосвязь между индивидуальным уровнем эмоционального интеллекта и реактивностью сенсомоторного ритма при синхронной имитации движений другого человека. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. 2013;4(65):121–131.
Рецензия
Для цитирования:
Расторгуева Е.Н. Эмоциональный интеллект: к проблеме определения понятия. Вестник университета. 2024;(1):230-239. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-230-239
For citation:
Rastorgueva E.N. Emotional intelligence: on the problem of defining the concept. Vestnik Universiteta. 2024;(1):230-239. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-1-230-239