Маркетинг арт-пространств: сущность, характеристики, перспективы
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-31-40
Аннотация
В статье рассматриваются особенности продвижения арт-пространств как значимых социально-культурных объектов, выступающих локомотивом развития территории, привлечения туристов, вовлечения населения в культурную деятельность. Проанализированы теоретические подходы к маркетингу арт-объектов, объектов искусства, арт-индустрии. Рассмотрены ключевые функции арт-пространств. Доказано, что маркетинг арт-пространств обладает более сложной структурой в силу многофункциональности объекта продвижения, нежели маркетинг арт-объектов. Предложена авторская модель маркетинговой коммуникации арт-пространства, которая опирается на функции арт-пространств для посетителей, спонсоров, партнеров, государственных структур. Эта модель позволяет дифференцировать целевые маркетинговые коммуникации для каждой аудитории, исходя из функций и потребностей целевых групп и партнеров. В отличие от арт-маркетинга маркетинг арт-пространств подразумевает под собой комплексную коммуникацию с целевыми аудиториями, в которую включены исторические социокультурные, территориальные, туристические, социализирующие и другие аспекты арт-пространства. Обосновано положение, согласно которому арт-пространство не может быть только коммерческим проектом, но ввиду своих социокультурных аспектов должно выполнять социализационные задачи для молодежи. Отсюда возникает необходимость в правовой регуляции арт-пространств в рамках государственно-частного партнерства. Данное требование вносит свои коррективы в построение маркетинговых коммуникаций.
Об авторе
П. Ю. ТазовРоссия
Тазов Петр Юрьевич, Ст. преп. каф. маркетинга
г. Москва
Список литературы
1. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. Классика XXI; 2012. 688 с.
2. Mokwa M.P., Dawson W.M., Prieve E.A. Marketing the Arts. New York: Praeger; 1980. 304 p.
3. Diggles K. Guide to Arts Marketing: The Principles and Practice of Marketing as They Apply to the Arts. London: Rhinegold; 1986. 256 p.
4. Hirshman E.C. Aesthetics, Ideologies and the Limits of the Marketing Concept. Journal of Marketing. 1983;47:40–55.
5. Кольбер Ф. и др. Маркетинг культуры и искусства. СПб: Изд. А.И. Васин; 2004. 256 с.
6. Генералова А.В. Интегрированный маркетинг в сфере АРТ-Бизнеса. В кн.: Сборник научных статей и воспоминаний «Памяти В.А. Фукина посвящается». Ч. 1. М.; 2014. С. 158–163.
7. Гольман И.А. Российский арт-рынок современного искусства с точки зрения маркетолога. Знание. Понимание. Умение. 2013;4:195–201.
8. Матковская Я.С., Королева Н.Н. Арт-рынок: специфика, новые тенденции и перспективы развития. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2014;4:304–315.
9. Кокина П.О. Маркетинговые стратегии по привлечению потребителя в сфере культуры и искусства. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;5:73–77.
10. Воронина Е.П. Архитектурный облик ревитализованных промышленных территорий: маркетинговый подход. Вестник Университета Правительства Москвы. 2021;1:30–34.
11. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии. Теории и практики. М.; 2021. 209 с.
12. Шарковская Н.В. Культуротворческие смыслы парка как общественного пространства активного досуга. Вестник МГУКИ. 2018;5(85):104–110.
13. Шептухина Л.И. Творческие индустрии и городское развитие в ХХI веке. В кн.: Экономика, управление, финансы: материалы III Международной научной конференции, Пермь, 20–23 февраля 2014 г. Пермь: Меркурий; 2014. С. 174–176.
14. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик. Международный журнал исследований культуры. 2017;1(26):112–122.
15. Азоев Г.Л., Александрова И.Ю., Алешникова В.И. и др. Цифровые маркетинговые коммуникации: введение в профессию. СПб: Питер; 2021. 336 с.
16. Тазов П.Ю. Веб-сайт и его продвижение как модель цифровой маркетинговой Коммуникации. Вестник МИРБИС. 2021;1(25):61–68. https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2021.1.7
17. Gans H.J. Popular culture and high culture: an analysis and evaluation of taste. New York: Basic books, Cop.; 1974. 179 с.
18. Портер М. Конкуренция. Киев: Вильямс; 2005. 610 с.
19. Антонова А.А. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города. В кн.: В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы XLVII Международной научнопрактической конференции, Новосибирск, 15 апреля 2015 г. Новосибирск: «СибАК»; 2015. C. 56–60.
20. Вандышев М.Н. Места памяти и символический капитал территорий в ментальных картах горожан. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013;3:101–111.
21. Демидова Е.В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства. Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013;1:8–13.
22. Журавлева Т.А., Ярмощук Я.В., Токарев И.Г. Сносить нельзя ревитализировать. Практическое руководство по созданию креативного кластера. М.: Флакон Икс; 2019. 111 с.
23. Акунина Ю.А, Ванина О.В. Проектирование креативных общественных пространств: социально-культурный подход. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019;3(89):167–174. https://doi.org/10.24411/1997-0803-2019-10317
24. Тютин Д.В. Арт-конверсия российских территорий: творческие индустрии как фактор пространственного социально-экономического развития муниципальных образований. Современные исследования социальных проблем. 2013;4(24).
Рецензия
Для цитирования:
Тазов П.Ю. Маркетинг арт-пространств: сущность, характеристики, перспективы. Вестник университета. 2024;(2):31-40. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-31-40
For citation:
Tazov P.Yu. Marketing of art spaces: essence, characteristics, prospects. Vestnik Universiteta. 2024;(2):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-31-40