Региональные особенности современной российской науки (на примере республики Башкортостан Российской Федерации)
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-181-190
Аннотация
В статье анализируются региональные особенности современной российской науки. В ходе исследования были изучены работы, посвященные подготовке и воспроизводству научных кадров, а также повышению качества и эффективности научной деятельности. Выявлены общие тенденции в системе формирования научных кадров, а также идентифицированы факторы и показатели, оказывающие влияние на развитие науки в регионах. Проведен сравнительный анализ подготовки научных кадров в Российской Федерации и за рубежом, выявлены отличительные и схожие характеристики. Приведены данные о публикационной активности отечественных университетов. В предметном рейтинге университетов Российской Федерации вузы республики Башкортостан в основном находятся в третьей десятке, что указывает на необходимость усиления финансирования научных программ, повышения заработной платы и улучшения условий работы для научных работников. Немаловажным фактором успешного развития науки в регионе является создание привлекательных условий для молодых ученых, которые играют ключевую роль в развитии науки и инноваций, поскольку их участие считается драйвером научного прогресса. Автор подчеркивает важность усиления развития науки в российских регионах, что требует не только финансовых вложений, но и системных изменений, направленных на поддержку научных работников и создание благоприятных условий для работы.
Ключевые слова
Об авторе
Э. И. АхметоваРоссия
Ахметова Эльмира Ирековна, Науч. сотр.
г. Уфа
Список литературы
1. Мертон Р. Двойственная природа ученых. Социология науки. Сборник переводов и рефератов. Часть I. М.; 1968. 321 с.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель; 2006. 873 с.
3. Bourdieu P. Forms of Capital. In: Richardson J. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood; 1986. Pр. 241–258.
4. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс; 1990. 808 с.
5. Валеева Э.Э. Развитие мягких навыков у аспирантов посредством дисциплины «Иностранный язык». Современные проблемы науки и образования. 2019;5.
6. Лыжин А.И., Коновалов А.А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире. Высшее образование сегодня. 2021;4:14–19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14
7. Стронгин Р.Г., Бедный Б.И., Миронос А.А. Современная аспирантура: тенденции развития и проблемы качества подготовки научных кадров. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009;2:11–16.
8. Aldrich H.E., Al-Turk A. Crouching Authors, Hidden Pitfalls: Collaboration in Research. Studi di Sociologia. 2018;4(56):351–368. http://dx.doi.org/10.26350/000309_000041
9. Lamont M. How professors think: Inside the curious world of academic judgment. Harvard University Press; 2009. 336 р.
10. Smith D. Women’s Perspective as a Radical Critique of Sociology. Feminism and Methodology. Sociological Inquiry. 1974;1(44):7–13.
11. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Интеллектуальный класс: новые контуры идентичности и функциональности (социологический аспект). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020;4(841):310–326.
12. Бедный Б. и др. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ. Высшее образование в России. 2015;3:5–16.
13. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов. Высшее образование в России. 2017;7:89–97.
14. Бедный Б. и др. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1). Высшее образование в России. 2019;8-9:44–54. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54
15. Сероштан М.В. и др. Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов. Высшее образование в России. 2022;5(31):46–66. https://doi.org/10.319920869-3617-2022-31-5-46-66
16. Склярова Т.В., Малышев В.С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;1(18):153–173. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-153-173
17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Республика Башкортостан: Статистический справочник. Уфа; 2023. 65 с.
18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа; 2022. 128 с.
19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Образование и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа; 2022. 127 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ахметова Э.И. Региональные особенности современной российской науки (на примере республики Башкортостан Российской Федерации). Вестник университета. 2024;(2):181-190. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-181-190
For citation:
Akhmetova E.I. Regional features of modern Russian science (on the example of the republic of Bashkortostan of the Russian Federation). Vestnik Universiteta. 2024;(2):181-190. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-181-190