Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Региональные особенности современной российской науки (на примере республики Башкортостан Российской Федерации)

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-181-190

Аннотация

В статье анализируются региональные особенности современной российской науки. В ходе исследования были изучены работы, посвященные подготовке и воспроизводству научных кадров, а также повышению качества и эффективности научной деятельности. Выявлены общие тенденции в системе формирования научных кадров, а также идентифицированы факторы и показатели, оказывающие влияние на развитие науки в регионах. Проведен сравнительный анализ подготовки научных кадров в Российской Федерации и за рубежом, выявлены отличительные и схожие характеристики. Приведены данные о публикационной активности отечественных университетов. В предметном рейтинге университетов Российской Федерации вузы республики Башкортостан в основном находятся в третьей десятке, что указывает на необходимость усиления финансирования научных программ, повышения заработной платы и улучшения условий работы для научных работников. Немаловажным фактором успешного развития науки в регионе является создание привлекательных условий для молодых ученых, которые играют ключевую роль в развитии науки и инноваций, поскольку их участие считается драйвером научного прогресса. Автор подчеркивает важность усиления развития науки в российских регионах, что требует не только финансовых вложений, но и системных изменений, направленных на поддержку научных работников и создание благоприятных условий для работы. 

Об авторе

Э. И. Ахметова
Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Россия

Ахметова Эльмира Ирековна, Науч. сотр. 

г. Уфа



Список литературы

1. Мертон Р. Двойственная природа ученых. Социология науки. Сборник переводов и рефератов. Часть I. М.; 1968. 321 с.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель; 2006. 873 с.

3. Bourdieu P. Forms of Capital. In: Richardson J. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood; 1986. Pр. 241–258.

4. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс; 1990. 808 с.

5. Валеева Э.Э. Развитие мягких навыков у аспирантов посредством дисциплины «Иностранный язык». Современные проблемы науки и образования. 2019;5.

6. Лыжин А.И., Коновалов А.А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире. Высшее образование сегодня. 2021;4:14–19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14

7. Стронгин Р.Г., Бедный Б.И., Миронос А.А. Современная аспирантура: тенденции развития и проблемы качества подготовки научных кадров. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009;2:11–16.

8. Aldrich H.E., Al-Turk A. Crouching Authors, Hidden Pitfalls: Collaboration in Research. Studi di Sociologia. 2018;4(56):351–368. http://dx.doi.org/10.26350/000309_000041

9. Lamont M. How professors think: Inside the curious world of academic judgment. Harvard University Press; 2009. 336 р.

10. Smith D. Women’s Perspective as a Radical Critique of Sociology. Feminism and Methodology. Sociological Inquiry. 1974;1(44):7–13.

11. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Интеллектуальный класс: новые контуры идентичности и функциональности (социологический аспект). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020;4(841):310–326.

12. Бедный Б. и др. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ. Высшее образование в России. 2015;3:5–16.

13. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов. Высшее образование в России. 2017;7:89–97.

14. Бедный Б. и др. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1). Высшее образование в России. 2019;8-9:44–54. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

15. Сероштан М.В. и др. Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов. Высшее образование в России. 2022;5(31):46–66. https://doi.org/10.319920869-3617-2022-31-5-46-66

16. Склярова Т.В., Малышев В.С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;1(18):153–173. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-153-173

17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Республика Башкортостан: Статистический справочник. Уфа; 2023. 65 с.

18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа; 2022. 128 с.

19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Образование и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа; 2022. 127 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ахметова Э.И. Региональные особенности современной российской науки (на примере республики Башкортостан Российской Федерации). Вестник университета. 2024;(2):181-190. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-181-190

For citation:


Akhmetova E.I. Regional features of modern Russian science (on the example of the republic of Bashkortostan of the Russian Federation). Vestnik Universiteta. 2024;(2):181-190. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-181-190

Просмотров: 260


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)