Значение письменного текста в деятельности человека
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-191-197
Аннотация
Мыслительная деятельность реализуется в разных формах и обеспечивает процесс познания личностью объективной реальности и ее личностную детерминацию. Одна из самых распространенных форм реализации мыслительной деятельности, которая одновременно позволяет презентовать многогранность и уникальность личности человека, – это письменный текст. Письменный текст можно рассматривать как конечный продукт мыслительной деятельности человека, который отражает его личностный и интеллектуальный уровень развития, является показателем социализации и служит своеобразным проводником в многообразный мир личностной реализации и своеобразным письменным аватаром автора. Текст обладает особенными свойствами, позволяющими «связать» несколько сложных, многогранных, динамичных сфер: окружающую действительность, жизненный и профессиональный опыт человека, его мировоззрение, образы прошлого, настоящего, будущего и др. Рассмотрены связь языка, речевой деятельности и письменного текста, а также их возможност и отражать уникальность личности и ее деятельности. Дана характеристика основных коммуникативных инструментов письменного текста, которые позволяют ему свободно преодолевать время и пространство, обеспечивая связь поколений, проясняя и доводя до сознания реципиентов авторские личностные, концептуальные, эстетические и мировоззренческие установки, его позицию, взгляды и оценку описываемых событий.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ВерещагинаРоссия
Верещагина Анна Анатольевна, Канд. психол. наук, доц. каф. гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
г. Калининград
Список литературы
1. Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Значение и смысл текста учебников как фактор формирования профессионального мировоззрения и методологической культуры мышления у студентов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019;4:168–177. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2019-4-168-177
2. Иванов В.В. Грамматика и смысл. Чет и нечет. М.: АСТ; 2018. 184 с.
3. Войскунский А.Е., Солодов М.Ю. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения: литературный обзор. Психология человека в образовании. 2020;2(2):134–142. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-2-134-142
4. Березин Ф.М. и др. (ред.) Проблемы теории текста: реферативный сборник. М.: АСТ; 2018. 189 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ; 2022. 576 с.
6. Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Когнитивные механизма понимания вербальных и иконических текстов. Психологический журнал. 2021;1(42):66–70. https://doi.org/10.31857/S020595920013333-2
7. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. В кн.: Основы общей психологии. М.: АСТ; 2019. 400 с.
8. Лурия А.Р. Язык и сознание: монография. СПб: Питер; 2019. 336 с.
9. Иванова В.П. Уровневый характер понимания научного текста. Психологическая наука и образование. 2022;17(3):53–61. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-45-1-15-20
10. Верещагина А.А. Анализ современных моделей понимания. Психология образования в поликультурном пространстве. 2019;1(45): 5–20.
11. Брудный А.А. Понимание и текст. Загадки человеческого понимания. М.: Изд-во МГУ; 2019. 234 с.
12. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт; 2018. 336 с.
13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука; 2018. 159 с.
14. Wartofski M.W. Models, representation and the scientific understanding. Boston: Reidel; 2019. 398 p.
Рецензия
Для цитирования:
Верещагина А.А. Значение письменного текста в деятельности человека. Вестник университета. 2024;(2):191-197. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-191-197
For citation:
Vereshchagina A.A. Significance of a written text in human activities. Vestnik Universiteta. 2024;(2):191-197. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-191-197