Формирование «обучающего общества» как базовое условие совершенного управленческого образования в Китае
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-206-214
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса исторического формирования китайской образовательной системы как инструмента развития человеческого капитала. Используя метод исторической ретроспекции и герменевтический метод, авторы с опорой на труды древнекитайских мыслителей исследуют развитие и становление управленческого образования как стержневого элемента образовательной системы Китая. Обращаясь к китайской прогностике, за основу как желаемый образ будущего авторы берут образ общества Великого единения, социальной справедливости и равных возможностей всех граждан («Датун»), который на протяжении многовековой китайской истории показывает универсальную ценность образования и высокий статус государственного служащего в подобном обществе. Описаны исторические предпосылки формирования современной образовательной системы и указано на одну из ключевых проблем современного Китая – разрыв между огромной востребованностью высшего образования в обществе и сложностями в трудоустройстве выпускников. Сделаны выводы об основных чертах современной системы государственного управления, позициях китайского образования на международном рынке образовательных услуг и возможном вкладе китайских исследователей государственного управления в решение государственных проблем как внутри страны, так и во всем мире. Обрисованы стратегические сценарии дальнейшего развития китайского общества в контексте проекта «Датун».
Ключевые слова
Об авторах
М. Ю. ЗахаровРоссия
Захаров Михаил Юрьевич, Д-р филос. наук, зав. каф. философии
г. Москва
А. В. Шишкова
Россия
Шишкова Анастасия Викторовна, Канд. филос. наук, доц. каф. философии
г. Москва
Список литературы
1. Ян Х.-Ш. Древнекитайская философия. Т. 2. М.: Мысль; 1973. 384 с.
2. Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Управление цифровой трансформацией образования как часть китайского национального проекта общества Всеобщего Единения. Вестник университета. 2023;1(1):199–206. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-199-206
3. Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Управление знаниями как составляющая китайского традиционного общественного идеала «Датун». Миссия конфессий. 2023;3(12):76–84.
4. Малявин В.В. Китай управляемый: старый добрый менеджмент. М.: «Европа»; 2007. 304 с.
5. Ali T., Khan S. Health, Education, and Economic Well-Being in China: How Do Human Capital and Social Interaction Influence Economic Returns. Behavioral Sciences. 2023;13(209). https://doi.org/10.3390/bs13030209
6. Kim P.S. The development of modern public administration in East Asia. International Review of Administrative Sciences. 2017;83(2):225–240. https://doi.org/10.1177/0020852316685162
7. Титаренко М.Л. и др. Духовная культура Китая. М.: Восточная литература; 2006. 727 с.
8. Елисеефф В., Елисеефф Д. Цивилизация классического Китая. Екатеринбург: У-Фактория; 2007. 640 с.
9. Боревская Н.Е. Гудошников Л.М. Образовательное законодательство и управление образованием в Китае. В кн.: Козырин А.Н. (ред.) Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. М.: Готика; 2005. C. 48–93.
10. Боревская Н.Е. 30 лет реформ в КНР: опыт, проблемы, уроки. В кн.: Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы XVII Международной научной конференции, Москва, 22–24 октября 2008 г. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН; 2008. 20 с.
11. Xiang B., Wang H., Wang H. Is There a Surplus of College Graduates in China? Exploring Strategies for Sustainable Employment of College Graduates. Sustainability. 2023;15(21):15540. https://doi.org/10.3390/su152115540
12. Боревская Н.Е., Борисенкова В.П., Сяомань Ч. (ред.) Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв. Сравнительный анализ. М.; 2007. 591 с.
13. Li X., Han Y., Kim P.S. The development of China’s public administration education. Teaching Public Administration. 2018;36(2):163–177. https://doi.org/10.1177/0144739418764537
14. Островский А.В. Экономика КНР в 2030 году: проблемы и перспективы (как относиться к прогнозу экономического развития КНР, сделанному центром изучения положения в стране университета Цинхуа). М.: Издательство ИДВ РАН; 2013. 168 с.
Рецензия
Для цитирования:
Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Формирование «обучающего общества» как базовое условие совершенного управленческого образования в Китае. Вестник университета. 2024;(2):206-214. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-206-214
For citation:
Zakharov M.Yu., Shishkova A.V. Developing “learning society” as a basic condition for perfect management education in China. Vestnik Universiteta. 2024;(2):206-214. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-206-214