Российское предпринимательство в становлении благотворительной деятельности: вчера, сегодня, завтра
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-222-227
Аннотация
Статья посвящена вопросам благотворительной деятельности российских предпринимателей в ретроспективе. Автором затрагивается исторический вклад предпринимателей и как хозяйствующих субъектов, и как социальной пассионарной силы в развитии российской культуры, образования, социальной защиты. Современные российские предприниматели имеют иные предпосылки для благотворительной деятельности, основанные на влиянии корпоративной культуры и корпоративных ценностей. Социальная структура и содержание экономических отношений в России находились в динамике изменений, однако такое явление, как благотворительность, не потеряло своей значимости. Благотворительность выступает как форма социальной ответственности предпринимателей перед обществом. На благотворительность в дореволюционный период и на современном этапе оказывали влияние различные факторы и исторические обстоятельства. Исследование данной предметной области предполагает использование историографического метода, изучения биографий выдающихся меценатов. Именно это позволяет более точно понять причинно-следственные связи, обусловливающие появление и развитие практик благотворительной деятельности. Результаты исследования показывают отсутствие преемственности меценатов дореволюционной России и современных предпринимателей, что можно объяснить различием социокультурного контекста. Анализ опыта благотворительности имеет значение для понимания роли предпринимателей в функционировании благотворительной деятельности.
Об авторе
Н. А. ШаталоваРоссия
Шаталова Наталья Александровна, Зам. ген. дир. Фонда поддержки социальных инициатив
г. Москва
Список литературы
1. Чернышева М.В. Благотворительность малого и среднего бизнеса в малом городе: эмпирический анализ. Экономическая социология. 2016;4(17):129–163.
2. Виноградов А.С., Комаров С.А., Фролова Н.А. Преференции купечества как необходимое условие становления и развития экономических отношений в допетровской Руси. Правовое государство: теория и практика. 2015;2(40):50–58.
3. Костерин В.В. Формирование и развитие купеческой этики в России: историко-правовое исследование. Социальнополитические науки. 2017;6:105–112.
4. Федорец А.В. Меценатство в среде московского купечества в последней четверти XIX – начале XX в. по воспоминаниям П.И. Щукина. Историческое обозрение. 2009;10:63–78.
5. Макаревич Э.Ф. Был ли Савва Морозов прообразом «чеховского» капиталиста? Знание. Понимание. Умение. 2014;4:234–250.
6. Пынина Т.Ю., Савастенко Р.А. Роль П.М. Третьякова в истории русского искусства. Вестник славянских культур. 2016;2(40):233–244.
7. Николаева Е.Б. С.И. Мамонтов – промышленник и меценат. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020;2(33):194–198.
Рецензия
Для цитирования:
Шаталова Н.А. Российское предпринимательство в становлении благотворительной деятельности: вчера, сегодня, завтра. Вестник университета. 2024;(2):222-227. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-222-227
For citation:
Shatalova N.A. Russian entrepreneurship in the formation of charitable activities: Yesterday, today, tomorrow. Vestnik Universiteta. 2024;(2):222-227. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-2-222-227