Потребительские настроения молодежи региона
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-156-166
Аннотация
В современном быстро развивающемся мире молодежь играет важную роль в сегменте активных потребителей товаров и услуг. Ее поведение на потребительском рынке формируется под воздействием субъективных настроений, представлений, оценок, ожиданий. Целью данной работы является исследование состояния и динамики потребительских настроений молодежи Вологодской области с использованием результатов мониторинга общественного мнения и с применением индексного метода обработки социологической информации. Результаты проведенного исследования показали, что потребительское поведение молодежи обладает рядом специфических характеристик: рациональностью, отзывчивостью к новинкам, спонтанностью, стремлением следовать моде, статусностью. Формирование различных моделей и практик потребления представителей молодого поколения во многом определяется потребительскими настроениями. На протяжении периода измерений в оценках молодежи преобладают негативные характеристики материального положения, возможностей приобретения товаров и услуг, текущей экономической обстановки и перспектив ее дальнейшего развития. Неблагоприятные потребительские настроения молодежи существенно деформируют типичные для нее черты потребительского поведения, препятствуют формированию современных потребительских практик и развитию потребительского рынка региона в соответствии с новыми общероссийскими и глобальными трендами. Улучшение потребительских настроений молодых людей непосредственным образом связано с совершенствованием молодежной и экономической политики государства, имеющей целью улучшение социально-экономического положения молодых членов российского общества, а также создание достаточных гарантий для реализации молодыми гражданами своих прав и свобод.
Об авторе
И. Н. ДементьеваРоссия
Дементьева Ирина Николаевна - науч. сотр.,
г. Вологда
Список литературы
1. Самарбаева Н.К. Потребительское поведение городской молодежи: социально-психологический анализ. Вестник Башкирского университета. 2010;2(15):511–516.
2. Голова А.Г. Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса. Автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.08. М.: Московский гуманитарный университет; 2010. 22 c.
3. Таракановская Е.В. Потребительское поведение российской молодежи: явление рынка или общества потребления? Предпринимательство: экономика, финансы, право. 2006;7:42–61.
4. Таракановская Е.В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений. Автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; 2007. 24 c.
5. Дементьева И.Н., Шаклеина М.В. Применение индексного метода в исследованиях потребительских настроений населения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019;1(12):153–173. http://doi.org/10.15838/esc.2019.1.61.9
6. Багоцци Р.П., Герхан-Канли Ц., Пристер Й.Р. Социальная психология потребителя: учебное пособие. Пер. с англ. А.В. Александровой, С.А. Семеновой. М.: Академия; 2008. 268 с.
7. Мексичева Т.С. Позиционирование ценностей в субкультуре потребителей. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. М.: Государственный университет управления; 2006. 15 c.
8. Шайдакова Н.В., Радина Н.К. Проблема потребительского поведения в зарубежной и отечественной экономической психологии. Сибирский психологический журнал. 2012;43:72–79.
9. Громова О.А. Социально-психологические критерии типологии потребительских групп. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; 2001. 24 c.
10. Меренкова И.Ю. Разработка социально-психологической типологии российских потребителей. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. М.; 1998. 26 с.
11. Россинская Г.М. Экономическое поведение потребителя: закономерности и особенности в условиях переходной экономики. Уфа: Гилем; 2007. 211 с.
12. Гришина Е.Н., Трусова Л.Н. Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014;19–2:187–191.
13. Павлова В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи. Социологические исследования. 1998;8:138–139.
14. Магун В.С, Инговатов М.В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985–2001 гг. Вестник общественного мнения. 2004;4(72):70–82.
15. Магун В.С, Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации в 90-е и 80-е годы. М.: Институт социологии РАН; 1993. 61 с.
16. Звоновский В.Б., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002;5(61):59–66.
17. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления. Социологические исследования. 2005;2:104–113.
18. Ядова М.А Поведенческие установки молодежи постсоветского периода. Социологические исследования. 2006;10:78–88.
19. Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009;1(9):44–51.
20. Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Рущицкая О.Е. Потребительское поведение молодежи: новые тенденции (исследование в вузах Екатеринбурга). Муниципалитет: экономика и управление. 2019;3(28):80–89.
Рецензия
Для цитирования:
Дементьева И.Н. Потребительские настроения молодежи региона. Вестник университета. 2024;(3):156-166. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-156-166
For citation:
Dementieva I.N. Consumer sentiment of the regional youth. Vestnik Universiteta. 2024;(3):156-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-156-166