Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Исторические предпосылки и основные элементы идеала китайского традиционного управленческого образования

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-167-175

Аннотация

Статья посвящена определению специфики идеала традиционного управленческого образования в Китае в контексте современной стратегии китайского цифрового прорыва. Используя историко-философский, компаративный и герменевтический методы, авторы обращаются к трудам мыслителей Старого Китая и современных исследователей на тему образования и государственного управления и выявляют составные части идеала традиционного управленческого образования. Указано, что идеал управленческого образования историчен по своей природе, находится в непрерывном развитии и состоит из традиционного ядра, нуждающегося в сохранении и защите, и «плавающей» части, всегда корректирующейся в условиях меняющейся действительности. Для китайского общества характерно постоянное присутствие среди составляющих национальной идеи мечты о формировании основанного на исторической практике совершенного управленческого образования, решавшего государственную задачу подготовки управленцев различного уровня. Описаны исторические предпосылки формирования подобного идеала и показано становление современной системы обучения государственных служащих. Выделены три главных элемента традиционной системы образования: концентрация знаний в распоряжении национальной касты управленцев; когнитивное двуединство учитель-ученик как основа обучающего процесса; стимулирование государственного образования в противовес домашнему обучению. Сделан вывод, что эффективное управленческое образование невозможно без социокультурной основы, своеобразного идеала образования, выполняющего регуляторную функцию.

Об авторах

М. Ю. Захаров
Государственный университет управления
Россия

Захаров Михаил Юрьевич - д-р филос. наук, зав. каф. философии,

г. Москва



А. В. Шишкова
Государственный университет управления
Россия

Шишкова Анастасия Викторовна - канд. филос. наук, доц. каф. философии,

г. Москва



Список литературы

1. Малявин В.В. Китай управляемый: старый добрый менеджмент. Серия Формы правления. М.: Европа; 2007. 304 с.

2. Смолин Г.Я. Был ли Сыма Гуан антиреформатором? В кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Выпуск 15. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 1995. С. 160–177.

3. Гране М. Китайская мысль: от Конфуция до Лаодзы. Серия: Философия. Социология. Пер. с фр. В.Б. Иорданского. М.: Республика; 2004. 526 с.

4. Степин В.С. Наука и философия. Вопросы философии. 2010;8.

5. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса; 1991. 638 с.

6. Kim P.S. The development of modern public administration in East Asia. International Review of Administrative Sciences. 2017;2(83):225–240. https://doi.org/10.1177/0020852316685162

7. Chen B., Wang F., Song J. Are they connected? Exploring academic and social networks among MPA students at a Chinese university. Journal of Public Affairs Education. 2012;1(18):137–156. http://dx.doi.org/10.1080/15236803.2012.12001675

8. Sun Ch., Bwanali Th.R., Berry F., Yi H. Internationalization of public administration education in China: international students’ perspective. Journal of Public Affairs Education. 2021;1(27):72–95. http://dx.doi.org/10.1080/15236803.2019.1699984

9. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Восточная литература»; 1998. 588 с.

10. Маслов А.А. Конфуций. Суждения и беседы. Серия: Путь мастера. Ростов-на-Дону: Феникс; 2006. 304 с.

11. Li X., Han Ya., Kim P.S. The development of China’s public administration education. Teaching Public Administration. 2018;2(36):163–177. https://doi.org/10.1177/0144739418764537

12. Dai M. Research on strengthening the education and training of grassroots civil servants. Journal of Theory and Practice of Contemporary Education. 2023;3(3):13–15.


Рецензия

Для цитирования:


Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Исторические предпосылки и основные элементы идеала китайского традиционного управленческого образования. Вестник университета. 2024;(3):167-175. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-167-175

For citation:


Zakharov M.Yu., Shishkova A.V. Historical background and basic elements of the ideal of Chinese traditional management education. Vestnik Universiteta. 2024;(3):167-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-167-175

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)