Исторические предпосылки и основные элементы идеала китайского традиционного управленческого образования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-167-175
Аннотация
Статья посвящена определению специфики идеала традиционного управленческого образования в Китае в контексте современной стратегии китайского цифрового прорыва. Используя историко-философский, компаративный и герменевтический методы, авторы обращаются к трудам мыслителей Старого Китая и современных исследователей на тему образования и государственного управления и выявляют составные части идеала традиционного управленческого образования. Указано, что идеал управленческого образования историчен по своей природе, находится в непрерывном развитии и состоит из традиционного ядра, нуждающегося в сохранении и защите, и «плавающей» части, всегда корректирующейся в условиях меняющейся действительности. Для китайского общества характерно постоянное присутствие среди составляющих национальной идеи мечты о формировании основанного на исторической практике совершенного управленческого образования, решавшего государственную задачу подготовки управленцев различного уровня. Описаны исторические предпосылки формирования подобного идеала и показано становление современной системы обучения государственных служащих. Выделены три главных элемента традиционной системы образования: концентрация знаний в распоряжении национальной касты управленцев; когнитивное двуединство учитель-ученик как основа обучающего процесса; стимулирование государственного образования в противовес домашнему обучению. Сделан вывод, что эффективное управленческое образование невозможно без социокультурной основы, своеобразного идеала образования, выполняющего регуляторную функцию.
Об авторах
М. Ю. ЗахаровРоссия
Захаров Михаил Юрьевич - д-р филос. наук, зав. каф. философии,
г. Москва
А. В. Шишкова
Россия
Шишкова Анастасия Викторовна - канд. филос. наук, доц. каф. философии,
г. Москва
Список литературы
1. Малявин В.В. Китай управляемый: старый добрый менеджмент. Серия Формы правления. М.: Европа; 2007. 304 с.
2. Смолин Г.Я. Был ли Сыма Гуан антиреформатором? В кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Выпуск 15. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 1995. С. 160–177.
3. Гране М. Китайская мысль: от Конфуция до Лаодзы. Серия: Философия. Социология. Пер. с фр. В.Б. Иорданского. М.: Республика; 2004. 526 с.
4. Степин В.С. Наука и философия. Вопросы философии. 2010;8.
5. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса; 1991. 638 с.
6. Kim P.S. The development of modern public administration in East Asia. International Review of Administrative Sciences. 2017;2(83):225–240. https://doi.org/10.1177/0020852316685162
7. Chen B., Wang F., Song J. Are they connected? Exploring academic and social networks among MPA students at a Chinese university. Journal of Public Affairs Education. 2012;1(18):137–156. http://dx.doi.org/10.1080/15236803.2012.12001675
8. Sun Ch., Bwanali Th.R., Berry F., Yi H. Internationalization of public administration education in China: international students’ perspective. Journal of Public Affairs Education. 2021;1(27):72–95. http://dx.doi.org/10.1080/15236803.2019.1699984
9. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Восточная литература»; 1998. 588 с.
10. Маслов А.А. Конфуций. Суждения и беседы. Серия: Путь мастера. Ростов-на-Дону: Феникс; 2006. 304 с.
11. Li X., Han Ya., Kim P.S. The development of China’s public administration education. Teaching Public Administration. 2018;2(36):163–177. https://doi.org/10.1177/0144739418764537
12. Dai M. Research on strengthening the education and training of grassroots civil servants. Journal of Theory and Practice of Contemporary Education. 2023;3(3):13–15.
Рецензия
Для цитирования:
Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Исторические предпосылки и основные элементы идеала китайского традиционного управленческого образования. Вестник университета. 2024;(3):167-175. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-167-175
For citation:
Zakharov M.Yu., Shishkova A.V. Historical background and basic elements of the ideal of Chinese traditional management education. Vestnik Universiteta. 2024;(3):167-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-167-175