Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Уровень стресса будущих учителей в зависимости от направления профессиональной предметной подготовки

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-197-205

Аннотация

В статье описано влияние образовательной среды вуза на формирование устойчивости к стрессовым воздействиям у будущих учителей. Представлен теоретический анализ феномена психологического стресса как состояния психической напряженности, проявленной в эмоциональных, поведенческих и соматических ощущениях. Проанализированы результаты тестирования 529 студентов с помощью методики PSN-25, прошедших обследование в апреле 2022 г. Сформулированы и статистически обоснованы особенности уровня стресса будущих учителей в зависимости от направления профессиональной предметной подготовки (иностранный язык, музыка, физическая культура), курса обучения, гендера. Установлено, что более половины всех респондентов не испытывают чрезмерного психического напряжения. Количество студентов с низким уровнем стресса возрастает от первого курса к третьему вне зависимости от направления профессиональной предметной подготовки. Среди будущих учителей иностранного языка преобладает сравнительно более высокий уровень психического напряжения. Эта тенденция статистически достоверна для первокурсников выборки. Более нормализованными по уровню психического напряжения являются будущие учителя физической культуры и музыки, что может быть связано с особенностями образовательной среды этих факультетов и характером учебно-профессиональной деятельности. Достоверные гендерные различия в преобладании у девушек более высокого уровня стресса по сравнению с юношами выявлены в выборке этих двух направлений подготовки.

Об авторе

Н. Ю. Галой
Московский педагогический государственный университет
Россия

Галой Наталья Юрьевна - канд. психол. наук, доц. каф. психологии образования,

г. Москва



Список литературы

1. Рубцов В.В., Марголис А.А., Вачков И.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Ермолова Т.В. и др. Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сборник материалов. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет; 2020. 480 с.

2. Галой Н.Ю. Репертуар копинг-стратегий студентов: лонгитюдное исследование дневниковых записей. Вестник университета. 2022;12:217–225. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-217-225

3. Синельникова Е.С., Удовиченко П.А. Смысложизненные ориентации и саморегуляция как психологические корреляты конструктивного совладания со стрессом в юношеском возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология. 2023;1(16):79–89.

4. Ященко Е.Ф. Внутриличностная конфликтность, ценности, стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентов до и после начала специальной военной операции. Вестник университета. 2023;2:212–220. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-212-220

5. Капцов А.В., Матасова И.Л., Шаталина М.А. Устойчивость эффекта развивающей программы по формированию стрессоустойчивости на становление субъектности студентов. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022;1(41(11):4–15. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-4-15

6. Лобанова Е.Е., Хмель А.А., Кузнецов Д.В. Проявление у студентов-медиков текущего состояния стресса. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;S6:230.

7. Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Матвеева И.С. Психическая напряженность как индикатор эмоционального благополучия у спортсменов разного возраста. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021;3(193):548–552.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение; 2013. 300 с.

9. Рубцов С., Березина Т.Н., Рыбцов С.А. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды. Психологическая наука и образование. 2013;6(18):101–106.

10. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018;1(18):80–90.

11. Панюкова Ю.Г., Сладкова О.Б., Панина Е.Н. Психологическая репрезентация студентами образовательной среды вуза: монография. М.: Альпен-Принт; 2021. 210 с.

12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер; 2009. 336 с.

13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса: монография. М.: Академический Проект; 2020. 943 с.

14. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: учебное пособие. М.: Когито-Центр; 2011. 624 с.

15. Герасимова И.В. Психическая напряженность. Фрустрация: хрестоматия. Владивосток: Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского; 2001. 86 с.


Рецензия

Для цитирования:


Галой Н.Ю. Уровень стресса будущих учителей в зависимости от направления профессиональной предметной подготовки. Вестник университета. 2024;(3):197-205. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-197-205

For citation:


Galoy N.Yu. The stress level of future teachers depending on the direction of professional subject training. Vestnik Universiteta. 2024;(3):197-205. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-197-205

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)