Пути формирования социально-психологической компетентности студентов-социологов в процессе обучения в вузе
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-221-226
Аннотация
Существующие неопределенности в современной социальной жизни вызывают личностное и психическое напряжение в области общения и совместной деятельности людей. Предметом исследования является социально-психологическая компетентность студентов-социологов. Цель работы – изучить существующие пути формирования данной компетентности в процессе обучения студентов в вузе. В свою очередь, чтобы достигнуть поставленную цель, авторами были сформулированы задачи: определить имеющиеся проблемы, связанные с социальной компетентностью, рассмотреть существующую психологическую культуру студентов-социологов, а также исследовать современные подходы к формированию профессиональной компетентности студентов-социологов. Для того чтобы достигнуть поставленную цель и выполнить соответствующие задачи, авторами в качестве методологической базы изучались научные статьи других отечественных исследователей, а также была рассмотрена информация, содержащаяся в сети интернет. За счет своей специфики тема используется в процессе обучения студентов в вузе. Данная тема является актуальной на протяжении всей истории, в связи с чем представляется нужным продолжить исследования в этой области. По результатам рассмотрения данного вопроса были сформулированы следующие выводы. Существование путей формирования профессиональной компетентности будущего специалиста позволяет определить варианты повышения социально-психологических компетентностей студентов-социологов в процессе обучения в вузе. Благодаря многообразию подходов можно наиболее точно выявить проявление психологической культуры личности. Учебные заведения при этом выступают одним из главных факторов, оказывающих влияние на социализацию и формирование психологической культуры студента-социолога в период обучения.
Об авторах
Я. В. ЧерниковаРоссия
Черникова Яна Владимировна - ст. преп. каф. управления персоналом,
г. Москва
Р. А. Ашурбеков
Россия
Ашурбеков Рафик Ашурбекович - канд. экон. наук, зав. каф. управления персоналом,
г. Москва
Список литературы
1. Федотова О.В. Проблемно-ситуативное обучение обучающихся. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016;1:190–192.
2. Киракосян К.Э., Савенко Т.М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога. Молодой ученый. 2015;24(104):1081–1083.
3. Ильязова М.Д. Концепция формирования профессиональной компетентности студентов-социологов. Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008;4(45):227–232.
4. Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011;2:168–173.
5. Ширяева В.А. Универсальная ключевая компетентность: процессуально-результативный подход. В кн.: Образование в современном мире. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; 2011. С. 135–145.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; 2004. 38 с.
7. Кудаков О.Р., Данилов В.А., Матушанский Г.У. Структура командной компетенции. Казанский педагогический журнал. 2021;2(145):81–88.
8. Хайитов О.Э. Психологическая компетентность в контексте профессиональной деятельности (теоретический аспект). Вопросы науки и образования. 2019;29(78):21–29. https://doi.org/10.24411/2542-081X-2019-12901
9. Хусанбой Т. Использование дидактических игр на уроке французского языка – современный подход к формированию коммуникативных компетенций коммуникативных компетенций. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022;20(2):189–194. https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-20-189-194
10. Belousov A.M., Redko L.A., Tichonova E.V., Yanushevskaya M.N. Formation of social competencies and socially responsible thinking of students. In: II International Scientific Symposium on Lifelong Wellbeing in the World: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Tomsk, September 11–16, 2016. London: Future Academy; 2017. Pp. 728–734. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.96
11. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза. Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет; 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Черникова Я.В., Ашурбеков Р.А. Пути формирования социально-психологической компетентности студентов-социологов в процессе обучения в вузе. Вестник университета. 2024;(3):221-226. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-221-226
For citation:
Chernikova Ya.V., Ashurbekov R.A. Ways of forming the socio-psychological competence of sociology students in the course of training in higher education institutions. Vestnik Universiteta. 2024;(3):221-226. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-221-226