Роль эффективных коммуникаций и коллективного разума при цифровой трансформации компании
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-50-60
Аннотация
Предметом рассмотрения настоящего исследования являются роль эффективных коммуникаций и механизм возникновения смыслов в коллективном разуме сложной коммерческой социотехнической системы. Произведен синтез положений традиционно исследуемых обособленно сфер знания: теории коммуникации, коллективного разума, управления корпоративной культурой, теории мотивации в контексте цифровой трансформации компаний. Анализ данных концепций в совокупности обеспечивает более глубокое понимание процессов получения знаний, необходимых для повышения эффективности осуществления цифровой трансформации. В работе сформулированы принципы эффективного управления коммуникациями, способствующие выявлению неявных знаний и их успешной формализации. Предложено разграничение смежных терминов: данные, информация, знание, понимание, мудрость, видение. Прикладной характер исследования заключается в углублении понимания механизма возникновения инновационных идей и предложении мер по минимизации рисков управления системой коммуникаций в организации. Рассмотрены следующие подходы: управление ценностями, развитие эмоционального интеллекта, персонализация маршрутов принятия решений и механизмов мотивации, спецификация коммуникационных форматов. Данная статья может оказаться полезной для исследователей, в сферу научных интересов которых входят инновационные тенденции в управлении, развитие предпринимательской активности и эффективность проведения цифровизации предприятий. Результаты исследования могут быть полезны для управленцев-практиков, разрабатывающих и воплощающих в реальность стратегии инновационного развития предприятий.
Об авторах
В. И. АбрамовРоссия
Абрамов Виктор Иванович, Д-р экон. наук, проф. каф. управления бизнес-проектами
г. Москва
Д. А. Чуркин
Россия
Чуркин Даниил Алексеевич, Аспирант
Список литературы
1. Абрамов В.И., Чуркин Д.А. Предиктивная аналитика взаимоотношений с клиентами как метод адаптации компании к изменениям и повышения ценности предложения. Экономика, предпринимательство и право. 2022;6(12):1709–1722. https://doi.org/10.18334/epp.12.6.114842
2. Абрамов В.И., Абрамов И.В., Поливанов К.В., Семенков К.Ю. Концептуальная модель цифровой системы аналитической поддержки дистанционного управления персоналом организации. Экономика, предпринимательство и право. 2023;7(13):2341–2352. https://doi.org/10.18334/epp.13.7.118326
3. Абрамов В.И., Андреев В.Д. Проблемы и перспективы цифровой трансформации государственного и муниципального управления в регионе (на примере Кемеровской области), Ars Administrandi (Искусство управления). 2022;4(14):667–700. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-4-667-700
4. Covin J.G., Selvin D.P. Strategic management of small firms in hostile and benign environments. Strategic Management Journal. 1989;1(10):75–87.
5. Абрамов В.И., Лаврентьев И.А., Гремпель В.О. Роль инноваций и стартапов в развитии экосистем. Экономические науки. 2022;5(210):97–100. https://doi.org/10.14451/1.210.97
6. Badykova I., Romanova A. Innovation activity impact on adding value to the enterprise: empirical analysis. SHS Web of Conferences. 2021;106:01032. http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/202110601032
7. Абрамов В.И., Глухова Е.В., Семенков К.Ю. Цифровая трансформация системы развития и обучения персонала предприятий, Лидерство и менеджмент. 2023;1(10):189–202. https://doi.org/10.18334/lim.10.1.117182
8. Данилов В.А. Коллективный разум – приумножение разума коллективом. В кн.: Волков М.П. (ред.) Сознание как феномен бытия человека и общества Сборник научных трудов VII Всероссийской научно-теоретической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Т.Н. Брысиной, Ульяновск, 23–24 апреля 2020 г. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет; 2020. С. 147–151.
9. Брагин А.В. Коллективный разум в контексте постсовременности. Ноосферные исследования. 2020;1:40–49.
10. Bisson L.F., Grindstaff L.K. Leadership and Organizational Structure. Uprooting Bias in the Academy. 2019;19:81–95.
11. Mingaleva Z., Shironina E., Lobova E., Olenev V., Plyusnina L., Oborina A. Organizational Culture Management as an Element of Innovative and Sustainable Development of Enterprises. Sustainability. 2022;10(14):6289. https://doi.org/10.3390/su14106289
12. Winton B.G. Emotional intelligence congruence: the influence of leader and follower emotional abilities on job satisfaction. Leadership & Organization Development Journal. 2022;3(43):788–801. http://dx.doi.org/10.1108/LODJ-04-2021-0163
13. Ryan R.M., Donald J.N., Bradshaw E.L. Mindfulness and Motivation: A Process View Using Self-Determination Theory. Current Directions in Psychological Science. 2021;4(30):300–306.
14. Orpen C. Group structure, communication and effectiveness among white and blue-collar employees. Communicare. Journal for Communication Studies in Africa. 2022;2(1):3–11.
15. Derfler-Rozin R., Pitesa M. Motivation purity bias: Expression of extrinsic motivation undermines perceived intrinsic motivation and engenders bias in selection decisions. Academy of Management Journal. 2020;6(63):1840–1864. http://dx.doi.org/10.5465/amj.2017.0617
16. Кувшинов М.С., Виноградова Т.А. Материальное стимулирование инновационной активности персонала предприятия на основе ключевых показателей эффективности инноваций. Russian Journal of Industrial Economics. 2021;4(14):463–470. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-4-463-470
17. Ebersberger B., Kuckertz A. Hop to it! The impact of organization type on innovation response time to the COVID-19 crisis. Journal of Business Research. 2021;124:126–135. http://dx.doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.11.051
18. Jankalova M., Vartiak L. Identification of bases for evaluation of the business excellence status in relation to the CSR concept. International Journal for Quality Research. 2017;11:315–330.
Рецензия
Для цитирования:
Абрамов В.И., Чуркин Д.А. Роль эффективных коммуникаций и коллективного разума при цифровой трансформации компании. Вестник университета. 2024;(4):50-60. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-50-60
For citation:
Abramov V.I., Churkin D.A. The role of effective communication and collective intelligence in digital transformation of a company. Vestnik Universiteta. 2024;(4):50-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-50-60