Социальная зрелость и гибкость мышления как основы резилиентности учащихся
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-235-241
Аннотация
Статья посвящена изучению гибкости мышления и социальной зрелости как основам резилиентности учащихся. Рассмотрены такие понятия, как социальная зрелость, ментальное и психологическое здоровье, гибкость мышления и резилиентность. Социальная зрелость, гибкость мышления и психологическое здоровье играют важную роль в адаптации к изменениям окружающей среды. Социальная зрелость и гибкость как важные составляющие жизни человека влияют на его благополучие, удовлетворенность, эмоциональное состояние, помогают управлять эмоциями и мыслями, проявлять способность справляться со стрессом и учиться принимать изменения, находить пути решения проблем. Они способствуют развитию навыков общения, установлению здоровых межличностных отношений и поддержанию позитивной мотивации, а также помогают в социально-психологической адаптации к новым жизненным обстоятельствам, поиске правильных, эффективных выходов из любых кризисных ситуаций и проявлении по отношению к меняющимся аспектам жизни любознательности, а не враждебности. К важным особенностям социальной зрелости и гибкости мышления относятся интегрированность в социально-функциональные процессы жизнедеятельности, управление и саморегуляция, способность переключаться с одной мысли на другую без потери главного. Представлены рекомендации по развитию гибкости мышления. Обозначены такие направления в развитии гибкости мышления, как практика открытого мышления, обучение новым навыкам и знаниям, коммуникация с разными людьми, практика медитации, чтение книг, изучение новых идей и фантазирование. Отражены основные аспекты резилиентности. Социальная зрелость и гибкость мышления рассматриваются как основа резилиентности учащихся.
Об авторах
О. В. ЗабродинаРоссия
Забродина Ольга Владимировна, Канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии
г. Самара
М. И. Рязанова
Россия
Рязанова Мария Игоревна, Студент
г. Самара
Список литературы
1. Козаченко Е.В. Структурный анализ социальной зрелости будущих социальных психологов. Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021;8(50):164–166.
2. Лесникова Г.Н., Шевлякова М.М. Здоровый образ жизни. Социальная зрелость личности. Тенденции развития науки и образования. 2023;95-1:74–78. https://doi.org/10.18411/trnio-03-2023-24
3. Карпушко Н.А., Беспалова А.Н. ЗОЖ, культура здоровья, физическое и ментальное здоровье в ракурсах видения современных студентов. Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2022;4(13):119–124.
4. Фетисов А.С., Горбунова Н.В. Ментальное здоровье педагога как профессиональная ценность. В кн.: Приверженность вопросам психического здоровья: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 5–7 октября 2022 г. М.: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; 2022. С. 275–281.
5. Анисимова О.А. Ментальное здоровье будущих педагогов. Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022;1:228–231. https://doi.org/10.24412/cl-36923-2022-1-228-231
6. Артемьева Е.А., Артемьева В.В. Воздействие процессов цифровизации на психологическое здоровье учащихся. В кн.: Коротаева Е.В. (ред.) Мир, открытый детству: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 17 июня 2021 г. Екатеринбург; 2021. С. 263–267.
7. Корниенко Т.В., Потапов А.А., Романенко М.В. Сохранение социально-психологического здоровья учащихся начальной школы в условиях цифровой среды. Психология в образовании: материалы I Международной научно-практической конференции. 2021. С. 96–102.
8. Карташова Е.Н., Архипова Л.Ю. Социально-психологические аспекты цифровизации современного образования. Бюллетень науки и практики. 2023;8(9):229–234. https://doi.org/10.33619/2414-2948/93/24
9. Егорова Н.Н., Лавренюк-Исаева Н.М., Франц М.В. Социальная зрелость личности среди детерминант здоровьесберегающего поведения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023;1(173):251–278. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.1.2307
10. Акбарова А.А. Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018;2(7):149–156. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155
11. Доценко Е.Л. Социально-психологическая зрелость – формирование понятия. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020;3:4–12. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.3.4-12
12. Шишковская И.П. Междисциплинарный анализ феномена «социальная зрелость студента». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023;2(12):111–114.
13. Костина Н.И. Экспериментальное изучение индекса социальной зрелости у студентов. Общество. 2021;2-2(21):111–115.
14. Забродина О.В. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара; 2016. 22 с.
15. Юлдашева О.И. Развитие гибкости мышления в условиях современного информационного пространства. Студенческий. 2023;17-3(229):26–29.
16. Сергунина С.В., Шевякова Е.А. Развитие гибкости мышления подростков в ходе тренинговых занятий. В кн.: Современные векторы исследования и решения психолого-педагогических проблем. Саранск; 2021. С. 1–19.
17. Вербицкая О.Н. Семья как фактор резилиентности личности. В кн.: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы VII Международной научнопрактической конференции, Тула, 17 ноября 2021 г. Чебоксары; 2021. С. 54–57.
Рецензия
Для цитирования:
Забродина О.В., Рязанова М.И. Социальная зрелость и гибкость мышления как основы резилиентности учащихся. Вестник университета. 2024;(4):235-241. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-235-241
For citation:
Zabrodina O.V., Ryazanova M.I. Social maturity and thinking flexibility as a basis of student resilience. Vestnik Universiteta. 2024;(4):235-241. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-235-241