Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Социальная зрелость и гибкость мышления как основы резилиентности учащихся

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-235-241

Аннотация

Статья посвящена изучению гибкости мышления и социальной зрелости как основам резилиентности учащихся. Рассмотрены такие понятия, как социальная зрелость, ментальное и психологическое здоровье, гибкость мышления и резилиентность. Социальная зрелость, гибкость мышления и психологическое здоровье играют важную роль в адаптации к изменениям окружающей среды. Социальная зрелость и гибкость как важные составляющие жизни человека влияют на его благополучие, удовлетворенность, эмоциональное состояние, помогают управлять эмоциями и мыслями, проявлять способность справляться со стрессом и учиться принимать изменения, находить пути решения проблем. Они способствуют развитию навыков общения, установлению здоровых межличностных отношений и поддержанию позитивной мотивации, а также помогают в социально-психологической адаптации к новым жизненным обстоятельствам, поиске правильных, эффективных выходов из любых кризисных ситуаций и проявлении по отношению к меняющимся аспектам жизни любознательности, а не враждебности. К важным особенностям социальной зрелости и гибкости мышления относятся интегрированность в социально-функциональные процессы жизнедеятельности, управление и саморегуляция, способность переключаться с одной мысли на другую без потери главного. Представлены рекомендации по развитию гибкости мышления. Обозначены такие направления в развитии гибкости мышления, как практика открытого мышления, обучение новым навыкам и знаниям, коммуникация с разными людьми, практика медитации, чтение книг, изучение новых идей и фантазирование. Отражены основные аспекты резилиентности. Социальная зрелость и гибкость мышления рассматриваются как основа резилиентности учащихся.

Об авторах

О. В. Забродина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Забродина Ольга Владимировна, Канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии 

г. Самара



М. И. Рязанова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Рязанова Мария Игоревна, Студент 

г. Самара



Список литературы

1. Козаченко Е.В. Структурный анализ социальной зрелости будущих социальных психологов. Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021;8(50):164–166.

2. Лесникова Г.Н., Шевлякова М.М. Здоровый образ жизни. Социальная зрелость личности. Тенденции развития науки и образования. 2023;95-1:74–78. https://doi.org/10.18411/trnio-03-2023-24

3. Карпушко Н.А., Беспалова А.Н. ЗОЖ, культура здоровья, физическое и ментальное здоровье в ракурсах видения современных студентов. Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2022;4(13):119–124.

4. Фетисов А.С., Горбунова Н.В. Ментальное здоровье педагога как профессиональная ценность. В кн.: Приверженность вопросам психического здоровья: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 5–7 октября 2022 г. М.: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; 2022. С. 275–281.

5. Анисимова О.А. Ментальное здоровье будущих педагогов. Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022;1:228–231. https://doi.org/10.24412/cl-36923-2022-1-228-231

6. Артемьева Е.А., Артемьева В.В. Воздействие процессов цифровизации на психологическое здоровье учащихся. В кн.: Коротаева Е.В. (ред.) Мир, открытый детству: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 17 июня 2021 г. Екатеринбург; 2021. С. 263–267.

7. Корниенко Т.В., Потапов А.А., Романенко М.В. Сохранение социально-психологического здоровья учащихся начальной школы в условиях цифровой среды. Психология в образовании: материалы I Международной научно-практической конференции. 2021. С. 96–102.

8. Карташова Е.Н., Архипова Л.Ю. Социально-психологические аспекты цифровизации современного образования. Бюллетень науки и практики. 2023;8(9):229–234. https://doi.org/10.33619/2414-2948/93/24

9. Егорова Н.Н., Лавренюк-Исаева Н.М., Франц М.В. Социальная зрелость личности среди детерминант здоровьесберегающего поведения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023;1(173):251–278. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.1.2307

10. Акбарова А.А. Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018;2(7):149–156. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155

11. Доценко Е.Л. Социально-психологическая зрелость – формирование понятия. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020;3:4–12. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.3.4-12

12. Шишковская И.П. Междисциплинарный анализ феномена «социальная зрелость студента». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023;2(12):111–114.

13. Костина Н.И. Экспериментальное изучение индекса социальной зрелости у студентов. Общество. 2021;2-2(21):111–115.

14. Забродина О.В. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара; 2016. 22 с.

15. Юлдашева О.И. Развитие гибкости мышления в условиях современного информационного пространства. Студенческий. 2023;17-3(229):26–29.

16. Сергунина С.В., Шевякова Е.А. Развитие гибкости мышления подростков в ходе тренинговых занятий. В кн.: Современные векторы исследования и решения психолого-педагогических проблем. Саранск; 2021. С. 1–19.

17. Вербицкая О.Н. Семья как фактор резилиентности личности. В кн.: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы VII Международной научнопрактической конференции, Тула, 17 ноября 2021 г. Чебоксары; 2021. С. 54–57.


Рецензия

Для цитирования:


Забродина О.В., Рязанова М.И. Социальная зрелость и гибкость мышления как основы резилиентности учащихся. Вестник университета. 2024;(4):235-241. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-235-241

For citation:


Zabrodina O.V., Ryazanova M.I. Social maturity and thinking flexibility as a basis of student resilience. Vestnik Universiteta. 2024;(4):235-241. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-235-241

Просмотров: 248


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)