Сравнительный анализ компонентов вузовской адаптации студентов-медиков, обучающихся на различной финансовой основе
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-259-266
Аннотация
Целью настоящего исследования является проведение эмпирической и статистической оценки, а также последующего сравнительного анализа выраженности компонентов вузовской адаптации (социальный, дидактический, профессиональный) у студентов-медиков 1 курса, обучающихся на различной финансовой основе (коммерческая, бюджетная, по целевому договору). Научная новизна исследования заключается в изучении адаптационных процессов студентов медицинских вузов в контексте их финансовой основы обучения. Применен метод онлайн-тестирования с последующим статистическим анализом полученных данных. Для выявления уровня выраженности компонентов вузовской адаптации в качестве диагностического инструмента использовалась методика «Адаптация студентов к вузу» М.С. Юркиной. Согласно полученным данным, существуют статистически значимые различия в уровнях выраженности компонентов вузовской адаптации у студентов-медиков 1 курса, обучающихся на различной финансовой основе. Наименее психологически устойчивыми с точки зрения социального вливания в вузовскую среду являются студенты, обучаемые по целевому договору. Дидактический и профессиональный компоненты адаптации в вузе наименее выражены у студентов, обучающихся на коммерческой основе. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в воспитательной деятельности вуза для улучшения организации адаптационных процессов первокурсников с учетом финансовой основы их обучения, что позволит оптимизировать вопрос сохранения контингента учащихся.
Об авторе
Ю. Н. ТимофееваРоссия
Тимофеева Юлия Николаевна, Ст. преп. каф. иностранных языков с курсами латинского языка и русского как иностранного
г. Иркутск
Список литературы
1. Fedotova V.A. International Students’ Adaptation in Russia: its Varying Due to the Student’s Culture of Origin. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;4(23):995–1004. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004
2. Oyeniyi O., Smith R.L., Watson J.C., Nelson K. A Comparison of First-Year International Students’ Adjustment to College at the Undergraduate and Graduate Level. Journal of Comparative & International Higher Education. 2021;2(13):112–131. https://doi.org/10.32674/jcihe.v13i2.2450
3. Цыденова Б.Б. Влияние удаленности родного города на социальную адаптацию иногородних студентов к вузовской среде. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2022;1:351–357.
4. Випф А.А. Некоторые особенности адаптации студентов-первокурсников различных специальностей медицинского вуза. В кн.: Гудков В.В. (ред.) Молодежь – Барнаулу: материалы XXIII Городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 1–30 ноября 2021 г. Барнаул: Алтайский государственный университет; 2022. С. 549–551.
5. Казакова И.В., Тихолаз Т.М. Сравнительный анализ психических состояний у юношей и девушек разных факультетов на этапе адаптации к вузу. В кн.: Чекалева Н.В. (ред.) Горизонты образования: материалы IV Международной научно-практической конференции, Омск, 20–21 апреля 2023 г. Омск: Омский государственный педагогический университет; 2023. С. 8–11.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука; 1988. 270 с.
7. Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии. Человеческий капитал. 2019;12(132):108–114. https://doi.org/10.25629/HC.2019.12.09
8. Baker R., Siryk B. Measuring adjustment to college. Journal of Counseling Psychology. 1984;33:31–38.
9. Hazard L., Carter S. A framework for helping families understand the college transition. E-Source for College Transitions. 2018;1(16):13–15.
10. Searle W., Ward C. The prediction of psychological and socio-cultural adjustment during cross-cultural transitions. International Journal of Intercultural Relations. 1990;14:449–464.
11. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО; 1991. 48 с.
12. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: Московский психолого-социальный университет; 2008. 320 с.
13. Кутейников А.Н., Огарева Е.И. Управление адаптацией студентов к учебному процессу посредством формирования ценностных ориентаций. Личность. Культура. Общество. 2010;4(12):373–379.
14. Горбунова Е.В. Влияние адаптации первокурсников к университету на вероятность их отчисления из вуза (на примере студентов бакалавриата НИУ ВШЭ). Universitas. 2013;2(1):59–84.
15. Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Индикаторы и предикторы социальной адаптированности обучающихся в образовательном учреждении. Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 9–10 июля 2020 г. Ульяновск: Зебра; 2020. С. 176–181.
16. Юркина М.С., Смирнов А.А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015;1(21):82–87.
Рецензия
Для цитирования:
Тимофеева Ю.Н. Сравнительный анализ компонентов вузовской адаптации студентов-медиков, обучающихся на различной финансовой основе. Вестник университета. 2024;(4):259-266. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-259-266
For citation:
Timofeeva Yu.N. Comparative analysis of components of university adjustment of medical students studying on different financial basis. Vestnik Universiteta. 2024;(4):259-266. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-4-259-266