Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Теоретико-методологические основы формирования метакомпетенций в проектно-ориентированном обучении техносоциального пространства вуза

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-43-53

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами исследования формирования когнитивных и коммуникативных компетенций в проектно-ориентированном обучении (далее – ПОО) вуза, с позиций концепции неклассического компетентностного подхода. Изучаются основные концепции и модели интеллекта как теоретико-методологическая основа разработки системы KPI (англ. key performance indicators – ключевые показатели), характеризующей целостную модель компетенций. Прежде всего это метакомпетенции ПОО (проектного обучения) и новая концепция управленческого проектирования (англ. system management competitions – системное управление компетенциями в проекте). Авторами предлагается новый подход, основанный на концепции атрибутивности и ориентированный, в отличие от классического целевого планирования и управления, на развитие собственных возможностей участников проектов. Цель исследования – дать теоретико-методологическое обоснование формирования и развития метакомпетенций с позиций неклассического компетентностного подхода и современных концепций управленческого проектирования. Задачи: дать краткий обзор существующих теорий и моделей интеллекта (факторных, когнитивных, смешанных); выделить наиболее перспективную модель (модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда), подходящую для формирования гибридной системы моделей; дать краткий анализ технологии ПОО на основе расширения понятия «проект» в постнеклассической концепции управленческого проектирования. При изучении данной темы были использованы: метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, иллюстративно-графический, сравнительный методы, постнеклассическая концепция управленческого проектирования, современные концепции знания (Т.С. Кун, В.С. Степин), а также существующие типы моделей интеллекта.

Об авторах

Т. Н. Каменева
Государственный университет управления; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Каменева Татьяна Николаевна, д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории; проф. каф. социологии

г. Москва



В. А. Шевырев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Шевырев Виктор Анатольевич, аспирант

г. Белгород



Список литературы

1. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: учебное пособие. М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; 2009. 262 с.

2. Boyatzis R.E. The competent manager: a model for effective performance. New York: Wiley; 1982. 308 p.

3. McClelland D.C. Identifying competencies with behavioral-event interviews. Psychological Science. 1998;5(9):331–339. http://doi.org/10.1111/1467-9280.00065

4. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Гиппо; 2010. 384 с.

5. Chan C.K.Y, Fong E.T.Y, Luk L.Y.Y., Ho R. A review of literature on challenges in the development and implementation of generic competencies in higher education curriculum. International Journal of Educational Development. 2017;57:1–10. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2017.08.010

6. Нассонова Т.В. Модели и алгоритмы поддержки управления развитием компетентности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Дисс. … канд. техн. наук: 05.13.10. Воронеж: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России; 2017. 174 с.

7. Комкова А.С., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Крутько Е.А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке. Профессиональное образование в современном мире. 2020;2(10):3718–3725. https://doi.org/10.15372/PEMW20200209

8. Babintsev V.P., Fedotova M.A., Kulishov E.N., Popov T.V. Analysis of team development strategies in the digital techno-social space of the organization. International Journal of Early Childhood Special Education. 2022;14.

9. Федотова М.А., Кулишов Е.Н. Формирование и управление развитием антикризисных команд в техносоциальном пространстве с позиции компетентностного подхода. Russian Economic Bulletin. 2022;1(5):56–63.

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. М.: Когито-Центр; 2002. 394 с.

11. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие. М.: Проспект; 2014. 72 с.

12. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review. 1959;5(66):279–333.

13. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: URSS; 2018. 264 p.

14. Шевырев А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород: ЛитКараВан; 2007. 215 c.

15. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход), или Книга для тех, кто хочет думать своей головой. Белгород: Крестьянское дело; 1995. 208 с.

16. Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. Системная аналитика в управлении. Введение в научно-исследовательскую программу. Белгород: ЛитКараВан; 2016. 384 с.

17. Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. Интернет-журнал «Науковедение». 2013;5.

18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия; 2002. 272 с.

19. Махотин Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования. Качество. Инновации. Образование. 2005;1(13):11–21.

20. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). Новосибирск: НГАУ; 2012. 58 с.

21. Любимов А.К., Борисова И.И., Грудзинская Е.Ю., Левина Л.М., Марико В.В., Швец И.М. Внедрение проектно-ориентированных методов в практику обучения в высшей школе: методическое пособие. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; 2015. 180 с.


Рецензия

Для цитирования:


Каменева Т.Н., Шевырев В.А. Теоретико-методологические основы формирования метакомпетенций в проектно-ориентированном обучении техносоциального пространства вуза. Вестник университета. 2024;(5):43-53. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-43-53

For citation:


Kameneva T.N., Shevyrev V.A. Theoretical and methodological foundations of forming meta-competencies in project-oriented training of the techno-social space of the higher education institution. Vestnik Universiteta. 2024;(5):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-43-53

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)