Конкурентоспособность предприятия на рынке при освоении новой продукции
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-137-148
Аннотация
Целями исследования являются анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по ее повышению при освоении производства новой продукции. При ознакомлении с известными работами, в которых исследовалась конкурентоспособность, автором было изучено влияние изменений на макроуровне на процессы освоения новой продукции предприятиями. В статье автором проведен анализ различных подходов к определению конкурентоспособности. Рассмотрено воздействие односторонних санкций на конкурентоспособность при освоении производства новой продукции. При этом отмечается, что санкции как инструмент силового давления не могут применяться в качестве инструмента повышения успешности предприятий на справедливом конкурентном рынке. Поэтому автор указывает на то, что классическая теория о конкурентном и неконкурентном рынках не вполне применима в текущей обстановке. В работах некоторых ученых анализировалась конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, не соответствующего настоящим реалиям, соответственно, такие исследования неприменимы в условиях необходимого справедливого конкурентного рынка. Автором предложены способы определения как текущей конкурентоспособности, так и ее показателей в прошедших и будущих периодах. Трансфер технологий предлагается перестраивать с внутреннего на международный с дружественными странами, переходя от простой торговли и обмена товарами на совместное развитие продуктов. Внутри страны также необходимы условия для масштабирования идей и новых разработок. В условиях неконкурентного рынка слияние или объединение компаний для проведения исследований, разработок и освоения производства новых продуктов может быть одним из способов обхода санкций. При этом данный способ в большей степени применим для технологий с высоким уровнем цифровой и технологической защиты в режиме ноу-хау.
Ключевые слова
Об авторе
Р. В. ЧерновРоссия
Чернов Роман Викторович, аспирант
г. Уфа
Список литературы
1. Портер М.Ю. Конкуренция.: Пер. с англ. О.Л. Пелявского, Е.Л. Усенко, И.А. Шишкиной. М.: Вильямс; 2005. 608 с.
2. Портер М.Ю. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. 3 е изд. М.: Альпина Бизнес Букс; 2007. 453 с.
3. Кельчевская Н.Р., Слукина С.А., Пелымская И.С., Вольф Ф.В. Формирование и реализация стратегии развития промышленного предприятия как инструмент повышения его конкурентоспособности: монография. М.: Креативная экономика; 2021. 212 с.
4. Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е., Трушков Т.А., Буланов Л.А., Дулов Е.А. Пути повышения конкурентоспособности отечественных производственных компаний: монография. М.: Юнити-Дана; 2023. 230 с.
5. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов. Пер. с англ. В. Кузина, О. Лисочкиной. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ; 1997. 799 с.
6. Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. М.: Экономика; 1995. 540 с.
7. Румельт Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно. Пер. с англ. О. Медведь. М.: Манн, Иванов и Фeрбер; 2014. 448 с.
8. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Пер. с англ. М.: АОЗТ «Интерэксперт»; 1995. 342 с.
9. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; 2014. 194 с.
10. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие. М.: Юнити-Дана; 2012. 296 с.
11. Криворотов В.В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет; 2006. 201 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. М.: Эксмо; 2005. 544 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чернов Р.В. Конкурентоспособность предприятия на рынке при освоении новой продукции. Вестник университета. 2024;(5):137-148. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-137-148
For citation:
Chernov R.V. Competitiveness of the enterprise on the market when developing new production. Vestnik Universiteta. 2024;(5):137-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-137-148