Рынок русской авангардной живописи: инвестиционная привлекательность и особенности аукционных продаж
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-158-172
Аннотация
Аукционные продажи живописи в России имеют признаки развивающегося рынка, не всегда следующего мировым трендам. Учитывая, что потенциал изучения национального арт-рынка раскрыт недостаточно, автор поставил следующие цели настоящей статьи – изучить особенности инвестирования в произведения российских художников авангардного течения и построить эконометрическую модель (на примере общества «Бубновый валет»). Русский авангард впервые рассматривается как область, образующая общие, свойственные ей одной тенденции ценообразования. В статье проанализированы особенности и тенденции спроса на авангардную живопись в 2000–2021 гг., охарактеризованы география аукционных продаж и уровень ликвидности арт-активов, приведена ценовая динамика национального и мирового рынков. Для поставленных целей применяются статистический анализ и визуализация, построена эконометрическая модель с использованием цензурированной регрессии Хекмана (Tobit-2). Методом повторных продаж рассчитана средняя доходность масляной живописи М.З. Шагала. Номинальная оценка доходности его произведений, по расчетам автора, составила 5,1 %, существенно отставая от аналогичного показателя финансовых активов. Инвестирование в живопись рассмотрено как комплексное явление с уникальными свойствами, отличающими арт-рынок от других инвестиций. Статья представляет интерес для инвестиционных менеджеров и управляющих, работников банковского сектора, коллекционеров, оценщиков, специалистов в области экономики искусства.
Об авторе
Д. Л. МорозоваРоссия
Морозова Дарья Леонидовна, науч. сотр.; ведущий экономист; преп. каф. экономики искусства и культурной политики
г. Москва
Список литературы
1. Банерджи А.В., Дюфло Э. Экономическая наука в тяжелые времена. Продуманные решения самых важных проблем современности. Пер. с англ. М. Маркова, А. Лащева. М.: Издательство Института Гайдара; 2021. 624 с.
2. Solimano А. The art market at times of economic turbulence and high inequality. International Center for Globalization and Development. 2019;38.
3. Болтански Л., Эскер А. Обогащение. Критика товара. Пер. с фр. О. Волчек. М.: Издательство Института Гайдара; 2021. 600 с.
4. Пузыня Н.Ю. Культурные ценности как объект альтернативных инвестиций. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021;1(232):49–59.
5. Baumol W.J. Unnatural value: or art investment as floating crap game. Journal of Arts Management and Law. 1985;3(15):47–60. https://doi.org/10.1080/07335113.1985.9942162
6. Водопьянова А.И., Леонова Л.А., Новак А.Е. Арт-рынок: особенности инвестирования в произведения живописного искусства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2018;1(34):95–112. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.105
7. Дурмуш Д.А., Мирзоян А.Г. Инструменты управления ценой лотов аукционными домами на арт-рынке. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022;1(14):40–67.
8. Ратникова Т.А., Сергеева Е.C. Оценивание гедонистической ценовой функции для картин Клода Моне. Прикладная эконометрика. 2010;4(20):102–118.
9. Etro F., Stepanova E. Art return rates from old master paintings to contemporary art. Journal of Economic Behavior & Organization. 2021;181:94–116. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2020.10.028
10. Zhukova A., Lakshina V., Leonova L. Hedonic pricing on the fine art market. Information. 2020;5(11):252. https://doi.org/10.3390/info11050252
11. Ekelund R.B.Jr., Ressler R.W., Watson J.K. The “death-effect” in art prices: a demand-side exploration. Journal of Cultural Economics. 2000;24:283–300. http://dx.doi.org/10.1023/A:1007618221648
12. Itaya J., Ursprung H.W. Price and death: modeling the death effect in art price formation. Research in Economics. 2016;3(70):431–445. https://doi.org/10.1016/j.rie.2016.07.005
13. Vecco M., Chang S., Zanola R. The more you know, the better: a Heckman repeat-sales price index. The Quarterly Review of Economics and Finance. 2022;85:194–199. https://doi.org/10.1016/j.qref.2021.01.005
14. Aubry M., Kräussl R., Manso G., Spaenjers C. Machine learning, human experts, and the valuation of real assets. CFS Working Paper Series. 2019;635.
15. Колычева В.А. Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения. Дискуссия. 2022;1(110):40–50. https://doi.org/10.46320/2077-7639-2022-1-110-40-50
16. Kräeussl R., Logher R. Emerging art markets. Emerging Markets Review. 2010;4(11).
17. Renneboog L. Spaenjers Ch. The iconic boom in modern Russian art. The Journal of Alternative Investments. 2011;3(13):67–80. https://doi.org/10.3905/jai.2011.13.3.067
18. Вакар И.A. Люди и измы. К истории авангарда. М.: НЛО; 2022. 523 с.
19. Finkelstein A. Investing in the arts: financial and aesthetic returns to prints. University Avenue Undergraduate Journal of Economics. 2002;1(6).
20. Колычева В.А. Рынок произведений искусства: теоретико-экономический анализ: монография. М.: Проспект; 2023. 136 с.
21. Петров Н.А., Ратникова Т.А. Ценовой индекс на полотна Анри Матисса: чувствительность к методу построения и связь с биржевым и арт-индексами. Прикладная эконометрика. 2017;47:49–73.
Рецензия
Для цитирования:
Морозова Д.Л. Рынок русской авангардной живописи: инвестиционная привлекательность и особенности аукционных продаж. Вестник университета. 2024;(5):158-172. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-158-172
For citation:
Morozova D.L. Market of the Russian avant-garde painting: investment potential and characteristics of auctioning. Vestnik Universiteta. 2024;(5):158-172. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-158-172