Буллинг как объект статистического исследования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-195-201
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «буллинг». Установлены некоторые особенности толкования буллинга. Он часто соотносится с социализацией, девиантным поведением и охраной здоровья именно подрастающих поколений. В ходе изучения истории возникновения изучаемого явления как объекта научного исследования выявлено, что в первом определении, предложенном в 1993 г. норвежским психологом Д. Ольвеусом, буллинг – это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Позже произошло разделение на буллинг и моббинг. В первом случае речь идет о школьном насилии над детьми, во втором – о насилии над взрослым населением. Рассмотрение буллинга в качестве объекта статистического исследования определило, что в настоящее время статистика буллинга фактически находится на начальной стадии своего развития, не позволяя всесторонне, подробно и адекватно оценивать столь специфический объект исследования. В работе предложены разработка концепции системы показателей статистики буллинга, выделение и обоснование ее ключевых разделов, а также последовательное наполнение последних индикаторами, которые соответствуют определенным принципам (открытость, доступность и др.). В заключение крайне важно отметить, что буллинг – неадекватные, аморальные и в сущности асоциальные попытки личностного самоутверждения, которые возводят рассматриваемое явление в ранг крайне негативного феномена, возникшего исторически и продолжающего существовать и активно развиваться в школьной среде, что требует дальнейшего изучения и проработки.
Об авторах
Л. А. ДавлетшинаРоссия
Давлетшина Лейсан Анваровна, канд. экон. наук, доц. каф. статистики; вед. науч. сотр.
г. Москва
М. В. Карманов
Россия
Карманов Михаил Владимирович, д-р экон. наук, проф. каф. статистики
г. Москва
Список литературы
1. Ярмина А.Н. Буллинг как глобальный феномен. В кн.: Психология XXI столетия: сборник по материалам ежегодного Конгресса, Ярославль, 27–29 октября 2017 г. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского; 2017, С.484–489.
2. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе. Сборник научных трудов SWorld. 2013;1(18):45–50.
3. Щипанова Д.Е. Буллинг в образовательной среде как фактор суицидального риска. В кн.: Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 13–14 ноября 2014 г. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; 2015. С. 59–63.
4. Дахин А.Н. Буллинг – издержка социализации или ее механизм? Народное образование. 2014;7(1440):191–198.
5. Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017;59:13–18.
6. Пономарёва Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2014;6:143–151.
7. Невзорова С.Ю. Буллинг как крайняя мера групповой дифференциации подростков. Вестник ТОГИРРО. 2016;2(34):112–113.
8. Ильминскова В.В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков. В кн.: Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях: материалы региональной научно-практической конференции, Тольятти, 26 января 2015 г. Тольятти: Тольяттинский государственный университет; 2015. С. 118–121.
9. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013;3(10):149–159.
10. Макарова Ю.Л. Характеристика буллинг-структуры на основе гендерного подхода. В кн.: Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 28 февраля 2017 г. Омск: Омский государственный педагогический университет; 2017. С. 29–32.
Рецензия
Для цитирования:
Давлетшина Л.А., Карманов М.В. Буллинг как объект статистического исследования. Вестник университета. 2024;(5):195-201. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-195-201
For citation:
Davletshina L.A., Karmanov M.V. Bullying as an object of statistical research. Vestnik Universiteta. 2024;(5):195-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-195-201