Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Взаимосвязь эмоционального принятия родителей и степени самостоятельности подростков

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-246-256

Аннотация

В статье рассматривается формирование самостоятельности у подростков под влиянием эмоционального принятия со стороны родителей во Вьетнаме и в России. Эмоциональное принятие родителей помогает подросткам обрести уверенность в себе и не испытывать трудности, когда они принимают решения и справляются с проблемами, тем самым развивая самостоятельность в мышлении и поведении. С помощью методик «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафера и «Диагностика самостоятельности учащихся» Л.А. Сергиенко в статье анализируется зависимость между эмоциональным принятием, исходящим от влиятельных родителей, и уровнем независимости подростка. Кроме того, влияние отцов и матерей на подростковую самостоятельность различно. Результаты показывают, что эмоциональное принятие от обоих родителей помогает подросткам развить независимость лучше, чем эмоциональное принятие только от одного человека. Кроме того, уровень эмоциональной поддержки выше у российских родителей, чем у вьетнамских, и это приводит к тому, что российские подростки более самостоятельны, чем вьетнамские. Эмоциональное принятие со стороны родителей играет важную роль в развитии независимости у детей, поэтому родителям необходимо создавать c ними здоровые отношения.

Об авторах

В. В. Козырева
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Козырева Валентина Валерьевна, канд. психол. наук, доц. каф. политического анализа и социально-психологических процессов

г. Москва



В.А.Т. Фам
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Фам Во Ань Тхи, студент

г. Москва



Список литературы

1. Фам В.А.Т. Взаимосвязь между эмоциональным принятием родителей и степенью самостоятельности подростков. В кн.: ЛОМОНОСОВ: сборник статей IV Международного конкурса молодых ученых, Пенза, 5 октября, 2023 г. Пенза: Наука и Просвещение; 2023. С. 150–154.

2. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. Вопросы психологии. 1995;1:97–110.

3. Кон И.С. Психология самостоятельности. Педагогика здоровья. М.: Знание; 1992. 287 с.

4. Ахметов С.И. Понятие и сущность развития у подростков самостоятельности в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022;2(8):47–58. http://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-5

5. Smetana J.G., Campione-Barr N., Metzger A. Adolescent development in interpersonal and societal contexts. Annual Review of Psychology. 2006;57:255–284. http://dx.doi.org/10.1146/annurev.psych.57.102904.190124

6. Criss M.M., Morris A.Sh., Ponce-Garcia E., Cui L., Silk J.S. Pathways to adaptive emotion regulation among adolescents from low-income families. Family Relations. 2016;3(65):517–529. http://dx.doi.org/10.1111/fare.12202

7. Morris A.S., Criss M.M., Silk J.S., Houltberg B.J. The impact of parenting on emotion regulation during childhood and adolescence. Child Development Perspectives. 2017;4(11):233–238. http://dx.doi.org/10.1111/cdep.12238

8. Lathren Ch., Bluth K., Zvara B. Parent self-compassion and supportive responses to child difficult emotion: an intergenerational theoretical model rooted in attachment. Journal of Family Theory & Review. 2020;3(12):368–381. http://dx.doi.org/10.1111/jftr.12388

9. Waite P., Whittington L., Creswell C. Parent-child interactions and adolescent anxiety: a systematic review. Psychopathology Review. 2014;1(1):51–76. http://dx.doi.org/10.5127/pr.033213

10. Акбаева А.M.-A., Койчуева Ф.Х. Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;2(8).

11. Цириг Д., Пономарева И. Особенности отношений подростка с родителями и их влияние на формирование чувства бессилия в личности подростка. Процедия – социально-поведенческие науки. 2015;214:852–857.

12. Houltberg B.J., Morris A.Sh., Cui L., Henry C.S., Criss M.M. The role of youth anger in explaining links between parenting and early adolescent prosocial and antisocial behavior. The Journal of Early Adolescence. 2014;3(36):297–318. https://doi.org/10.1177/0272431614562834

13. Cui L., Morris A.Sh., Criss M.M., Houltberg B.J., Silk J.S. Parental psychological control and adolescent adjustment: the role of adolescent emotion regulation. Parenting. Science and Practice. 2014;1(14):47–67. http://dx.doi.org/10.1080/15295192.2014.880018

14. Larzelere R.E., Morris A.Sh., Harrist A.W., Cavell T.A. Authoritative parenting: synthesizing nurturance and discipline for optimal child development. Washington: American Psychological Association Press; 2012. 304 p.

15. Rajanibala N.P. Parent-child relationship of teenagers. International Journal of Indian Psychology. 2019;1(7):211–215.


Рецензия

Для цитирования:


Козырева В.В., Фам В. Взаимосвязь эмоционального принятия родителей и степени самостоятельности подростков. Вестник университета. 2024;(5):246-256. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-246-256

For citation:


Kozyreva V.V., Pham V. Correlation between emotional acceptance of parents and independence level of adolescents. Vestnik Universiteta. 2024;(5):246-256. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-246-256

Просмотров: 257


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)