Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Выявление особенностей профессиональной идентичности российских студентов гуманитарного, технического, экономического направлений подготовки

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-257-266

Аннотация

Целью данной исследовательской работы является выявление особенностей профессиональной идентичности российских студентов гуманитарного, технического, а также экономического направлений профессиональной подготовки. Теоретический анализ научных трудов, в рамках которых рассматривается проблема профессиональной идентичности российских студентов, позволил заключить, что большинство из них статично и изолированно, что в значительной степени отражается на содержательности выводов. Эмпирическое исследование статусов профессиональной идентичности 245 студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, основанное на методике Дж.Э. Марсиа, предоставило возможность для применения инструментов описательной и аналитической статистики. Благодаря частотному анализу результатов эмпирического исследования выявлено преобладание состояния достигнутой идентичности в общей структуре респондентов. Однако в ходе более детального межгруппового рассмотрения за счет критерия согласия Пирсона было доказано, что вместе с переходом от специальностей характера «человек – знак» к специальностям характера «человек – человек» численность студентов, обладающих статусом достигнутой профессиональной идентичности, снижается. При этом возрастает численность обучающихся, для которых свойственен мораторий профессиональной идентичности. Научная новизна данной работы заключена в сравнительном подходе к исследованию профессиональной идентичности студентов высших образовательных заведений.

Об авторах

О. И. Щербакова
Государственный университет управления
Россия

Щербакова Ольга Ивановна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории

г. Москва



В. П. Осипов
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Осипов Владимир Павлович, магистрант

г. Москва



Список литературы

1. Корчагин Е.Н. Профессиональная идентичность: обзор зарубежных исследований. Педагогика и психология образования. 2023;1:190–203.

2. Пфетцер А.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;4(23):985–994. http://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-985-994

3. Заржецкая Ю.М., Сутырина М.П. Психологические аспекты профессионального самоопределения студентов технического и гуманитарного направлений подготовки. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;1(81):67–72. http://doi.org/10.24158/spp.2021.1.11

4. Коваленко С.О. Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2019;1(19):101–104. http://doi.org/10.14529/ssh190115

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.13. М.: Московский педагогический государственный университет; 2001. 327 с.

6. Быкова Е.А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультетa: на материале формирования профессиональной компетентности. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Казань: Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева; 2007. 259 с.

7. Исаева Д.А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 2013. 165 с.

8. Козлова Е.Г. Формирование профессиональной идентичности личности в современной культуре. Дис. … канд. культ.: 24.00.01. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 2016. 183 с.

9. Erikson E.H. Identity: youth and crisis. New York: W.W. Norton; 1968. 336 p.

10. Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R., Archer S.L., Orlofsky J.L. Ego identity: a handbook for psychosocial research. New York: Springer-Verlag; 1993. 391 p.

11. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press; 2010. 546 p.

12. Перченко Е.Л., Апуневич О.А. Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза. Вестник Череповецкого государственного университета. 2023;3(114):261–276. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-21

13. Зайцева А.А. Экспериментальные исследования взаимосвязи самоактуализации и профессиональной идентичности личности. Мир науки, культуры, образования. 2022;2(93):26–29. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-26-29

14. Старожук А.А. Анализ готовности студентов-магистрантов педагогического направления к будущей профессиональной деятельности. Вопросы методики преподавания в вузе. 2022;4(11):57–68. https://doi.org/10.57769/2227-8591.11.4.05

15. Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов-будущих педагогов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022;4:95–110. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11026


Рецензия

Для цитирования:


Щербакова О.И., Осипов В.П. Выявление особенностей профессиональной идентичности российских студентов гуманитарного, технического, экономического направлений подготовки. Вестник университета. 2024;(5):257-266. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-257-266

For citation:


Shcherbakova O.I., Osipov V.P. Identification of characteristics of Russian students’ professional identity in the humanitarian, technical, and economic areas of training. Vestnik Universiteta. 2024;(5):257-266. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-257-266

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)