Роль эмоционального интеллекта в управлении межличностными конфликтами в профессиональной среде
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-180-188
Аннотация
Статья посвящена изучению сложного взаимодействия эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) и его ключевой роли в управлении межличностными конфликтами в профессиональной среде. Исследование проясняет, как тонкие компоненты ЭИ – самоанализ, эмпатия, саморегуляция и социальные навыки – играют важную роль в расшифровке и преодолении эмоциональных сложностей, присущих профессиональным конфликтам. Благодаря методичному исследованию раскрывается квинтэссенция ЭИ в создании гармоничного рабочего места, где конфликты не только эффективно разрешаются, но и трансформируются в возможности для роста. Одновременно подчеркивается критическая роль эмпатии в понимании и оценке эмоциональных состояний других людей, что способствует более инклюзивному и эмпатичному общению. Практический сегмент исследования предлагает ряд стратегий и обучающих программ, направленных на развитие ЭИ у профессионалов. Эти методики, начиная от медитации осознанности и заканчивая семинарами по картированию эмпатии и тренингами эмоционального интеллекта, предлагают действенные пути для повышения эмоциональной компетентности в различных профессиональных ситуациях. В заключении статьи говорится о практической применимости этих идей в различных профессиональных сферах, предлагаются направления будущих исследований, включая изучение ЭИ в различных культурных контекстах и интеграцию технологий в обучение ЭИ. Данное комплексное исследование не только вносит вклад в академический дискурс об ЭИ, но и служит маяком для организаций и отдельных людей, стремящихся ориентироваться в эмоциональном ландшафте современной профессиональной среды.
Об авторе
Н. А. ГиваргизоваРоссия
Нарине Ашотовна Гиваргизова, аспирант
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2019. 544 с.
2. Дрогобыцкий А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера. Вестник НГУ. 2007;2:111–113.
3. Веприкова М.Я. Повышение эффективности корпоративной культуры через влияние эмоционального интеллекта руководителя. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019;10-1(9):390–398.
4. Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Голубкова М.А., Завьялова Ю.М. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера. Перспективы науки и образования. 2017;6:41–43.
5. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2017. 432 с.
6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ; 2011. 388 с.
7. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН; 2004. 176 с.
8. Jordan P.J., Ashkanasy N.M., Ascough K.W. Emotional intelligence in organizational behavior and industrial-organizational psychology. In: Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. (eds.) The science of emotional intelligence: Knowns and unknowns. New York, NY: Oxford University Press; 2007. Pp. 356–375.
9. Caruso D.R., Salovey P. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. 2004. 320 p.
10. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков: ПГПИ; 2004. 140 с.
11. Bradberry T., Greaves J. Emotional Intelligence 2.0. 2009. 255 p.
12. Runde Craig E., Flanagan Tim A. Building Conflict Competent Teams. 2008. 240 p.
13. Shapiro D. Negotiating the Nonnegotiable: How to Resolve Your Most Emotionally Charged Conflicts. 2016. 336 p.
14. Coleman Peter T. The Five Percent: Finding Solutions to Seemingly Impossible Conflicts. 2011. 288 p.
Рецензия
Для цитирования:
Гиваргизова Н.А. Роль эмоционального интеллекта в управлении межличностными конфликтами в профессиональной среде. Вестник университета. 2024;(6):180-188. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-180-188
For citation:
Givargizova N.A. The role of emotional intelligence in interpersonal conflicts management in professional environment. Vestnik Universiteta. 2024;(6):180-188. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-180-188