Социальная тревога у студентов социогуманитарных направлений профессиональной подготовки
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-220-228
Аннотация
Предмет исследования – социальная тревога, цель – определение ее распространенности и выраженности у студентов социогуманитарных направлений подготовки.
Использовались принципы социально-психологического подхода, методология и метод социально-психологической диагностики социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалковой и Д. В. Труевцева. Определен обобщенный показатель социальной тревоги (48,1 балла), который соответствует повышенному уровню с тенденцией к высокому. Выявлен доминирующий тип социофобии – «Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях», показатель которого (6,84 стена) тяготеет к высокому уровню. Установлено, что студенты с этим типом социальной тревоги составляют самую большую долю в выборке (48,13 %). Выявлены и охарактеризованы три группы студентов: студенты с показателями клинической социофобии и клинической социофобии в декомпенсации (около 20 % выборки); студенты с повышенным и высоким уровнями социальной тревоги (чуть больше 50 %); студенты с низким и умеренным уровнями социальной тревоги (немногим меньше 30 %). Область применения полученных результатов: психология высшей школы; прикладная и практическая социальная психология; психологи системы социальной защиты населения, клинические психологи, медицинские психологи, психиатры. Перспективы исследования – мониторинг социальной тревоги у студентов российских вузов. Результаты исследования подтвердили потребность в мониторинге социальной тревоги у студентов социогуманитарных направлений профессиональной подготовки, около 50 % которых в той или иной степени нуждаются в социально-психологической помощи, а около 20 % – в помощи психиатра.
Об авторе
Н. А. ЦветковаРоссия
Надежда Александровна Цветкова, д-р психол. наук, гл. науч. сотр.
Москва
Список литературы
1. Афанасьев С.О., Махортова И.С., Ширяев О.Ю. Анализ частоты встречаемости и факторов риска формирования социальной тревоги и расстройств пищевого поведения среди студентов медицинских вузов. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2021;1(20):174–181. doi: 10.36622/VSTU.2021.20.1.024
2. Гофман А.А., Колочихин К.С. Фобии: их разновидности, причины возникновения и влияние на поведение человека. Ученые записки университета Лесгафта. 2022;12(214). doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p644-650
3. Лукашевич У.С., Цуверкалов А.Е. Фобии как психоэмоциональный статус. Краткий обзор студенческих фобий. Молодежный инновационный вестник. 2022;11:316–321.
4. Прокофьев Д. Студенты после пандемии: больше тревоги, меньше агрессии. Ректор ВУЗа. 2021;4:30–31.
5. Безпалова А.Г., Легконогих А.Н. Социофобия студентов высшего учебного заведения как современный феномен онлайн-обучения. Alma mater: Вестник высшей школы. 2022;7:57–63. doi: 10.20339/AM.07-22.057
6. Певная М.В., Шуклина Е.А., Киенко Т.С., Тарасова А.Н., Андрианова Т.В., Худякова М.В., Шаповалова И.С. Страхи российского студенчества в ситуации социальной неопределенности (весна 2022 года). Научный результат. Социология и управление. 2022;3(8):116–136. doi: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9
7. Есманская Н.Е., Молчанова В.Р. Особенности социофобий у студентов с разным уровнем депрессии. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022;1:47–51.
8. Ибрагимов Ш.У. Социофобия как распространенная проблема современной молодежи. Наука, образование и культура. 2022;1(61):59–62.
9. Корытко И.Д. Психологические факторы социальной тревожности студентов. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021;1:13–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-sotsialnoy-trevozhnosti-studentov
10. Мякотин И.С. Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии. Автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05. Ярославль; 2018. 24 с.
11. Богомазова К.О., Байгужина О.В. Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки. Психология. Психофизиология. 2022;1(15):5–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-trevoga-i-psihologicheskaya-atmosfera-v-gruppe-kak-korrelyaty-zhiznesposobnosti-studentov-razlichnyh-profiley
12. Кузнецова Е.Н., Швецова О.В. Психологические особенности проявления социальной тревожности и социофобии у студентов педагогического вуза как критерий безопасности образовательной среды. Прикладная психология и психоанализ. 2021;1(9):278–282.
13. Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Гришкевич Н.Ю. Характеристика социально-психологической адаптации и нервно-психического здоровья студентов разных форм обучения. Сибирское медицинское обозрение. 2019;4(118):54–61. doi: 10.20333/2500136-2019-4-54-61
14. Teo A.R., Lerrigo R., Rogers M.A. The role of social isolation in social anxiety disorder : a systematic review and meta-analysis. Journal of anxiety disorders. 2013;4(27):353–364. doi: 10.1016/j.janxdis.2013.03.010
15. Cremers H.R., Roelofs K. Social anxiety disorder : a critical overview of neurocognitive research. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2016;4(7):218–232.
16. Acarturk C., de Graaf R., van Straten A., Have M.T., Cuijpers P. Social phobia and number of social fears, and their association with comorbidity, health-related quality of life and help seeking: a population-based study. Social psychiatry and psychiatric epidemiology. 2008;4(43):273–279. doi: 10.1007/s00127-008-0309-1
17. Stanley I.H., Boffa J.W., Rogers M.L., Hom M.A., Albanese B.J., Chu C., Capron D.W., Schmidt N.B., Joiner T.E. Anxiety sensitivity and suicidal ideation/suicide risk: A meta-analysis. Journal of consulting and clinical psychology. 2018;11(86):946–960. doi: 10.1037/ccp0000342
18. Glazier B.L., Alden L.E. Social anxiety disorder and memory for positive feedback. Journal of abnormal psychology. 2019;3(128):228–233. doi: 10.1037/abn0000407
19. Purdon C., Antony M., Monteiro S., Swinson R.P. Social anxiety in college students. Journal of Anxiety Disorders. 2001;3(15):203–215.
20. Russell G., Topham P. The impact of social anxiety on student learning and well-being in higher education. Journal of Mental Health. 2012;4(21):375–385. doi: 10.3109/09638237.2012.694505
21. Luan Y.S., Zhan-ling G., Mi L., Ying L., Lan B., Tong L. The Experience Among College Students with Social Anxiety Disorder in Social Situations: A Qualitative Study. Neuropsychiatr Dis Treat. 2022;18:1729–1737.
22. Heather M.S., Joanne Di P., James C. Attachment Styles in College Students and Depression: The Mediating Role of Self Differentiation. Mental Health & Prevention. 2019;13:135–142. doi: 10.1016/j.mhp.2019.01.011
23. Yu Y., Liu S., Song M., Fan H., Zhang L. Effect of Parent-Child Attachment on College Students’ Social Anxiety: A Moderated Mediation Model. Psychol. Rep. 2020;6(123):2196–2214. doi: 10.1177/0033294119862981
24. Сагалакова О.А., Труявцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии. Медицинская психология в России. 2012;4(15).
Рецензия
Для цитирования:
Цветкова Н.А. Социальная тревога у студентов социогуманитарных направлений профессиональной подготовки. Вестник университета. 2024;(6):220-228. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-220-228
For citation:
Tsvetkova N.A. Social anxiety among students of socio-humanitarian areas of professional training. Vestnik Universiteta. 2024;(6):220-228. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-220-228