Сравнительный анализ социальной составляющей при присвоении ESG-рейтинга
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-118-131
Аннотация
Российские компании с каждым годом все более активно используют ESG-рейтинги (англ. environmental, social, governance – экологическое, социальное и корпоративное управление) в качестве инструмента повышения своей инвестиционной привлекательности. При этом в мировой и отечественной практике нет четких стандартов, которые должны учитываться при формировании данных рейтингов. В этой связи представленные на российском рынке методологии ESG имеют в своей основе крайне субъективные критерии и подходы к их оценке. Это может привести к резко отличающимся результатам ESG-рейтингов от разных аналитических агентств. С целью проверки данного факта авторами статьи было проведено исследование, суть которого состояла в расчете и дальнейшем сравнении S-критерия на базе методологий нескольких крупных российских аналитических агентств, предоставляющих услуги ESG-оценок. Данный подход позволил на практике оценить степень различий, которые лежат в основе формирования ESG-методологий. Итогом работы явилась крайне высокая степень сходства результатов S-составляющих ESG-агентств отечественного рынка, что не подтвердило выдвинутой авторами гипотезы. Несмотря на то, что каждая из ESG-методологий включала в себя различные, часто непохожие друг на друга показатели, результат работы выявил их значительную эффективность и непротиворечивость между собой. Вопреки опасениям регуляторов и исследователей, результаты рейтингов агентств показывают высокую степень взаимного сходства. Дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку E- и G-составляющих ESG-рейтингов российских аналитических агентств, на обобщения полученных выводов для окончательного опровержения или принятия выдвинутой гипотезы.
Об авторах
Р. С. ГоловнинРоссия
Головнин Руслан Сергеевич, Магистрант
г. Киров
Т. В. Байбакова
Россия
Байбакова Татьяна Викторовна, Канд. экон. наук, доц. каф. экономики
г. Киров
Список литературы
1. Овечкин Д.В. Ответственные инвестиции: дивергенция ESG-рейтингов. Modern Economy Success. 2021;1:170–174.
2. Дронов В.Н., Махрова О.Н., Гордова Т.В. Устойчивое развитие в контексте внедрения ESG практик. В кн.: Актуальные проблемы современной науки и производства: материалы VII Всероссийской научно-технической конференции, Рязань, 21–23 ноября 2022 г. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина; 2022. С. 378–389.
3. Савинов Ю.А., Долженко И.Б. Изменения в международной торговле одеждой и деятельность ТНК на рынке модных товаров. Российский внешнеэкономический вестник. 2022;9:107–120. http://doi.org/10.24412/2072-8042-2022-9-107-120
4. Кабир Л.С. Социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? Экономика и управление. 2017;4:35–41.
5. Chelawat H., Trivedi I.V. Ethical finance: trends and emerging issues for research. International Journal of Business Ethics in Developing Economies. 2013;2(2):34–42.
6. Камалова А.О., Таибова Р.А. ESG-критерии и ESG-факторы в инвестиционной политике. Бизнес. Образование. Право. 2022;4(61):208–212. http://doi.org/10.25683/VOLBI.2022.61.480
7. Ветрова M.A. Pоль и риски ESG-трансформации компаний в условиях новых вызовов. Наука Красноярья. 2022;3(11):53–81.
Рецензия
Для цитирования:
Головнин Р.С., Байбакова Т.В. Сравнительный анализ социальной составляющей при присвоении ESG-рейтинга. Вестник университета. 2024;(7):118-131. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-118-131
For citation:
Golovnin R.S., Baibakova T.V. Comparative analysis of the social component when assigning an ESG rating. Vestnik Universiteta. 2024;(7):118-131. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-118-131