Организация учета по потребителям как перспективное направление учетно-аналитического обеспечения стратегического управления
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-141-150
Аннотация
Целью исследования является изучение проблемы учетно-аналитического обеспечения управления прибылью компании на основе организации учета затрат и доходов в разрезе потребительских групп. В связи с ростом удельного веса расходов на продвижение продуктов на рынок и сервисное обслуживание в работе обоснована необходимость создания управленческого учета с точки зрения потребителей, в качестве которых выступают клиенты компании. Выделение их как объектов позволит установить, кто вызывает наибольшие затраты экономического субъекта, но не приносит достаточно прибыли, то есть не является рентабельным. Рассмотрены возможности такого учета для решения задачи стратегической оценки клиентов. Выделены этапы организации управленческого учета по потребителям, в том числе предложены способы их группировки для последующего анализа. Установлены факторы, определяющие стоимость клиентов для экономического субъекта. Обоснована зависимость уровня затрат компании от видов деятельности, связанных с их обслуживанием. Даны рекомендации по использованию интенсивных, операционных и временных драйверов затрат в целях распределения расходов между группами потребителей и определения их прибыльности для компании. Предложено применение матрицы оценки клиентов для выявления стратегически важных и тех, с кем не стоит поддерживать долгосрочные отношения. В заключении приведены возможности использования данных учета по потребителям для целей управления.
Об авторе
Г. А. АдамоваРоссия
Адамова Гюльнара Амучиевна, Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения
г. Москва
Список литературы
1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. И. Минервина. М.: Альпина Паблишер; 2020. 608 с.
2. Грант Р. Современный стратегический анализ. Пер. с англ. С. Дмитриева. 9е изд. СПб.: Питер; 2021. 672 с.
3. Гаррисон Р., Норин Э., Брюэр П. Управленческий учет: учебник. Пер. с англ. М.А. Карлика. 12е изд. СПб.: Питер; 2010. 592 с.
4. Bochenek M. The customer as an accounting entity. Financial Sciences. Nauki o Finansach. 2022;1(27). http://doi.org/10.15611/fins.2022.1.01
5. Шигаев А.И. Ориентация на потребителей в управленческом учете за рубежом. Международный бухгалтерский учет. 2011;22(172):35–46.
6. Лебедева Е.С. АВС-оценка прибыльности клиентов. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017;5(99).
7. Стафиевская М.В. АВС-анализ для принятия управленческих решений. Управленческий учет. 2022;12–2:611–616. https://doi.org/10.25806/uu12-22022611-616
8. Коробейников И.В. Сегментация клиентской базы для управления взаимодействием с клиентами. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018;4(14(2):61–63.
9. Друри К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учебник. Пер. с англ. В.Н. Егорова. 5е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана; 2015. 735 с.
10. Аткинсон Э.А., Банкер Р.Д., Каплан Р.С., Юнг М.С. Управленческий учет: учебник. Пер. с англ. А.Д. Рахубовского, Д.А. Рахубовской. 3е изд. М.: Вильямс; 2019. 880 с.
11. Уорд К. Стратегический управленческий учет. Пер. с англ. Е. Осмоловского. М.: Олимп-Бизнес; 2002. 448 с.
12. Адамова Г.А. Информационное обеспечение стратегических управленческих решений на основе калькулирования себестоимости полного жизненного цикла продукта. Управление. 2021;2(9):24–32. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-24-32
13. Федоров А.В., Рогуленко Т.М. Внутриструктурные процессы учета и контроля финансовых результатов как инструмент повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. Управление. 2022;3(10):38–47. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-3-38-47
14. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю., Лежнина М.Н. Построение сегментации на основе модифицированного RFM-анализа для повышения лояльности потребителей. Российское предпринимательство. 2017;21(18):3113–3134. http://doi.org/10.18334/rp.18.21.38506
15. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. Е. Калининой. М.: Альпина Паблишер; 2020. 945 с.
16. Юрьева Л.В., Илышева Н.Н., Караваева А.В., Быстрова А.В., Быстрова А.Н. Стратегический управленческий учет для бизнеса. М: Инфра-М; 2022. 336 с.
17. Адамова Г.А. Особенности применения функциональных калькуляций в целях организации управленческого учета затрат. Вестник профессиональных бухгалтеров. 2021;3:8–16. https://doi.org/10.51760/2308-9407_2021_3_8
18. Ким Л.И. Стратегический управленческий учет. М: Инфра-М; 2022. 202 с.
Рецензия
Для цитирования:
Адамова Г.А. Организация учета по потребителям как перспективное направление учетно-аналитического обеспечения стратегического управления. Вестник университета. 2024;(7):141-150. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-141-150
For citation:
Adamova G.A. Organisation of consumer accounting as a promising direction of accounting and analytical support for strategic management. Vestnik Universiteta. 2024;(7):141-150. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-141-150