Буллинг как социальное явление в молодежной среде
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-201-210
Аннотация
В статье рассмотрена проблематика такого социального явления, как буллинг в молодежной среде. Вопрос взаимоотношений в группе, особенно в период взросления, активного становления личности, очень актуален. Не всегда эти взаимоотношения конструктивны и направлены на сотрудничество: нередки ситуации агрессии, сопровождающие процесс коммуникации в группе. Одним из видов такого агрессивного поведения является буллинг, изучению проявлений которого посвящена данная работа. Авторами было проведено исследование с использованием количественного (анкетный опрос в 82 субъектах Российской Федерации) и качественных методов (фокус-группы и проектные сессии). Выявлены наиболее часто встречающиеся формы буллинга, определены субъекты, которые, по мнению респондентов, должны оказывать помощь жертвам буллинга, а также провокаторы буллинга (среди которых оказались не только агрессоры, но и жертвы). Вместе с тем по результатам исследования, возникли и новые вопросы, касающиеся проблематики рассматриваемого феномена, как терминологические (что понимает современная молодежь под буллингом), так и социально-психологические (в чем сходство и различие между агрессором, провокатором, жертвой), на решение которых будут направлены следующие этапы исследования.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. ГришаеваРоссия
Гришаева Светлана Алексеевна, Канд. психoл. наук, доц. каф. управления в международном бизнесе и индустрии туризма
г. Москва
С. В. Чуев
Россия
Чуев Сергей Владимирович, Канд. ист. наук, зав. каф. государственного и муниципального управления
г. Москва
Н. Н. Пушкарёва
Россия
Пушкарёва Наталья Николаевна, Канд. социол. наук, дир. Центра социологических исследований «14–35»
г. Москва
Список литературы
1. Olweus D. Bullying at school. What we know and what we can do. Malden: Blackwell; 1993. 140 p.
2. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019;1(97):165–177.
3. Дудинa В.И., Смирновa Е.Э. (ред.) Методология и методы социологического исследования: учебник. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 2014. 388 с.
4. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка. Вестник университета. 2018;2:153–157.
5. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021;2. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-393-409
6. Степанова Н.А., Волковский М.А. Исследование особенностей влияния буллинга на изменения личности подростка. International Journal of Medicine and Psychology. 2023;1(6):9–17.
7. Нихаева Я.M. Современные теоретико-методологические подходы к исследованию социального феномена подросткового буллинга. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018;7.
8. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013;3(10):149–159.
Рецензия
Для цитирования:
Гришаева С.А., Чуев С.В., Пушкарёва Н.Н. Буллинг как социальное явление в молодежной среде. Вестник университета. 2024;(7):201-210. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-201-210
For citation:
Grishaeva S.A., Chuev S.V., Pushkareva N.N. Bullying as a social phenomenon in the youth environment. Vestnik Universiteta. 2024;(7):201-210. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-201-210