Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности межличностными отношениями в танцевальной паре, социально-психологических качеств партнеров и оценки диадического копинга

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-240-250

Аннотация

Представлены результаты изучения воздействия социально-психологических качеств личности танцоров высокой квалификации и  их оценки диадического копинга на  субъективный уровень удовлетворенности межличностными отношениями в  танцевальных парах. Цели исследования направлены на  выявление конкретных качеств личности танцоров и   их копинг-стратегий совладания, оказывающих позитивное влияние на   процесс внутрипарного межличностного общения. Исследование также предполагает эмпирический анализ и   обнаружение особенностей данного влияния. В   качестве диагностических инструментов использованы aвторский модифицированный вариант опросника удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко, опросник диадического копинга Г. Боденманна в   адаптации Т.Л. Крюковой, О.А.   Екимчик и  пятифакторный опросник личности 5PFQ Х. Тcуйи в  адаптации А.Б. Хромова. Выявлены такие социально-психологические качества личности танцоров-девушек, как экстравертированность, эмоциональная устойчивость и   практичность, которые оказывают наибольшее влияние на   субъективно высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями у  представителей обоих полов. Констатируется, что среди всех копингов диадического взаимодействия делегированный копинг (в сторону юноши) и   копинг поддержки со  стороны обоих партнеров сильнее всего воздействуют на  высокий уровень удовлетворенности имеющимися межличностными отношениями. Дальнейшее изучение социально-психологических детерминант межличностного общения между всеми участниками танцевально-спортивного процесса является перспективной линией исследований.

Об авторах

В. А. Зирин
Государственный университет просвещения
Россия

Зирин Валерий Алексеевич, Аспирант

г. Москва



О. А. Овсяник
Государственный университет просвещения
Россия

Овсяник Ольга Александровна, Д-р психол. наук, проф. каф. социальной и педагогической психологии

г. Москва



Список литературы

1. Серова Л.К., Чернышева Л.Г., Сидоров Е.И. Психологическая характеристика танцевального спорта. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019;1(167):393–397.

2. Сидоренко Р.А., Сафронова М.В. Влияние спортивных бальных танцев на физическое и социальное формирование личности. Проблемы современной науки и образования. 2019;2(135):59–63.

3. Зирин В.А., Клочко А.А. Особенности межличностных отношений в танцевальной паре высокой квалификации. В кн.: Человек в мире спорта: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной 125-летию Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, часть 2, Санкт-Петербург, 27 сентября – 8 октября 2021 г. СПб.: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта; 2021. С. 21–27.

4. Зирин В.А., Натарова О.В. Социально-психологические характеристики удовлетворенности межличностными отношениями в паре танцоров высокой квалификации в спортивных бальных танцах. В кн.: Рудиковские чтения: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 28–29 мая 2019 г. М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 2019. С. 81–85.

5. Новицкая М.С. Личностные факторы успешности подростков в танцевальном спорте. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М.: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина; 2016. 170 с.

6. Лысакова А.Н. Психологические условия развития индивидуальности спортсменов-танцоров высокой квалификации. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М.: Российский новый университет; 2016. 160 с.

7. Жаворонкова И.А. Комплектование пар в спортивных бальных танцах: на примере детей 12–15 лет. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 2007. 23 с.

8. Ронь И.Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных пар. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь: Ставропольский государственный университет; 2006. 21 с.

9. Усова О.В. Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры; 2006. 186 с.

10. Клочко А.А. Становление авторского действия подростка в условиях обучения танцевальному движению. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет; 2010. 196 с.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс; 2021. 360 с.

12. Зирин В.А., Овсяник О.А. Социально-психологические причины завершения совместной деятельности высококвалифицированных пар в танцевальном спорте. Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022;3(2):17–22. https://doi.org/10.15826/spp.2022.3.33

13. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова; 2005. 48 с.

14. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания. Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2011. 45 с.

15. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова; 2005. 26 с.

16. Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг». Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009;3(2):246–253.

17. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии. 1982;4:104–116.

18. Королёва Е.М., Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Диадический копинг и динамика партнерских отношений на их начальном этапе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016;3(22):116–120.

19. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. Курган: Курганский государственный университет; 2000. 23 с.

20. Воронкова Я.Ю. «Большая пятерка», или пятифакторная модель личности. В кн.: Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет; 2017. С. 39–45.

21. Зирин В.А. «Субъективные» причины прекращения совместной спортивной деятельности пар высокой квалификации в танцевальном спорте. В кн.: Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 6–7 октября 2022 г. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 2022. С. 399–404.


Рецензия

Для цитирования:


Зирин В.А., Овсяник О.А. Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности межличностными отношениями в танцевальной паре, социально-психологических качеств партнеров и оценки диадического копинга. Вестник университета. 2024;(7):240-250. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-240-250

For citation:


Zirin V.A., Ovsianik O.A. Analysis of the relationship between the level of satisfaction with interpersonal relations in a dance couple, socio-psychological qualities of partners and the assessment of dyadic coping. Vestnik Universiteta. 2024;(7):240-250. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-240-250

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)