Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности межличностными отношениями в танцевальной паре, социально-психологических качеств партнеров и оценки диадического копинга
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-240-250
Аннотация
Представлены результаты изучения воздействия социально-психологических качеств личности танцоров высокой квалификации и их оценки диадического копинга на субъективный уровень удовлетворенности межличностными отношениями в танцевальных парах. Цели исследования направлены на выявление конкретных качеств личности танцоров и их копинг-стратегий совладания, оказывающих позитивное влияние на процесс внутрипарного межличностного общения. Исследование также предполагает эмпирический анализ и обнаружение особенностей данного влияния. В качестве диагностических инструментов использованы aвторский модифицированный вариант опросника удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко, опросник диадического копинга Г. Боденманна в адаптации Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик и пятифакторный опросник личности 5PFQ Х. Тcуйи в адаптации А.Б. Хромова. Выявлены такие социально-психологические качества личности танцоров-девушек, как экстравертированность, эмоциональная устойчивость и практичность, которые оказывают наибольшее влияние на субъективно высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями у представителей обоих полов. Констатируется, что среди всех копингов диадического взаимодействия делегированный копинг (в сторону юноши) и копинг поддержки со стороны обоих партнеров сильнее всего воздействуют на высокий уровень удовлетворенности имеющимися межличностными отношениями. Дальнейшее изучение социально-психологических детерминант межличностного общения между всеми участниками танцевально-спортивного процесса является перспективной линией исследований.
Об авторах
В. А. ЗиринРоссия
Зирин Валерий Алексеевич, Аспирант
г. Москва
О. А. Овсяник
Россия
Овсяник Ольга Александровна, Д-р психол. наук, проф. каф. социальной и педагогической психологии
г. Москва
Список литературы
1. Серова Л.К., Чернышева Л.Г., Сидоров Е.И. Психологическая характеристика танцевального спорта. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019;1(167):393–397.
2. Сидоренко Р.А., Сафронова М.В. Влияние спортивных бальных танцев на физическое и социальное формирование личности. Проблемы современной науки и образования. 2019;2(135):59–63.
3. Зирин В.А., Клочко А.А. Особенности межличностных отношений в танцевальной паре высокой квалификации. В кн.: Человек в мире спорта: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной 125-летию Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, часть 2, Санкт-Петербург, 27 сентября – 8 октября 2021 г. СПб.: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта; 2021. С. 21–27.
4. Зирин В.А., Натарова О.В. Социально-психологические характеристики удовлетворенности межличностными отношениями в паре танцоров высокой квалификации в спортивных бальных танцах. В кн.: Рудиковские чтения: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 28–29 мая 2019 г. М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 2019. С. 81–85.
5. Новицкая М.С. Личностные факторы успешности подростков в танцевальном спорте. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М.: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина; 2016. 170 с.
6. Лысакова А.Н. Психологические условия развития индивидуальности спортсменов-танцоров высокой квалификации. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М.: Российский новый университет; 2016. 160 с.
7. Жаворонкова И.А. Комплектование пар в спортивных бальных танцах: на примере детей 12–15 лет. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 2007. 23 с.
8. Ронь И.Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных пар. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь: Ставропольский государственный университет; 2006. 21 с.
9. Усова О.В. Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры; 2006. 186 с.
10. Клочко А.А. Становление авторского действия подростка в условиях обучения танцевальному движению. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет; 2010. 196 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс; 2021. 360 с.
12. Зирин В.А., Овсяник О.А. Социально-психологические причины завершения совместной деятельности высококвалифицированных пар в танцевальном спорте. Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022;3(2):17–22. https://doi.org/10.15826/spp.2022.3.33
13. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова; 2005. 48 с.
14. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания. Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2011. 45 с.
15. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова; 2005. 26 с.
16. Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг». Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009;3(2):246–253.
17. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии. 1982;4:104–116.
18. Королёва Е.М., Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Диадический копинг и динамика партнерских отношений на их начальном этапе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016;3(22):116–120.
19. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. Курган: Курганский государственный университет; 2000. 23 с.
20. Воронкова Я.Ю. «Большая пятерка», или пятифакторная модель личности. В кн.: Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет; 2017. С. 39–45.
21. Зирин В.А. «Субъективные» причины прекращения совместной спортивной деятельности пар высокой квалификации в танцевальном спорте. В кн.: Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 6–7 октября 2022 г. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 2022. С. 399–404.
Рецензия
Для цитирования:
Зирин В.А., Овсяник О.А. Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности межличностными отношениями в танцевальной паре, социально-психологических качеств партнеров и оценки диадического копинга. Вестник университета. 2024;(7):240-250. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-240-250
For citation:
Zirin V.A., Ovsianik O.A. Analysis of the relationship between the level of satisfaction with interpersonal relations in a dance couple, socio-psychological qualities of partners and the assessment of dyadic coping. Vestnik Universiteta. 2024;(7):240-250. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-7-240-250