Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Эмоциональное неблагополучие подростков из дисфункциональных семей как предмет научного исследования

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-9-250-258

Аннотация

Работа представляет собой научное обоснование актуальности изучения эмоционального неблагополучия подростков из дисфункциональных семей. Отмечена социальная значимость темы: эмоциональное неблагополучие детей подросткового возраста не только делает несчастными их самих, но и снижает уровень социального здоровья семьи, всего общества, сказываясь на социальной безопасности. Цель исследования – теоретический анализ источников научной информации, которые, предположительно, могут составить методологическую основу для изучения семейных предикторов эмоционального неблагополучия подростков. Материал представлен в соответствии с четырьмя исследовательскими вопросами, касающимися постановки данной научной проблемы, ее современного состояния в отечественной и зарубежной социальной психологии, ее слабо изученных аспектов. Уточнено определение понятия «эмоциональное неблагополучие», показано его сходство с понятием «эмоциональная модальность»; отмечены уже установленные особенности эмоциональной сферы детей подросткового возраста. Сделан вывод о том, что к настоящему времени сложились предпосылки изучения семей с детьми-подростками одновременно с позиций социально-психологического и системного подходов. Предложена модель эмпирического исследования семейных предикторов эмоционального неблагополучия подростков из дисфункциональных семей. Обозначены перспективы практического приложения результатов предполагаемого исследования.

Об авторах

Н. М. Никитаев
Государственный университет просвещения
Россия

Никитаев Никита Михайлович, Аспирант

г. Москва



Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Цветкова Надежда Александровна, Д-р психол. наук, главный научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов. 2е изд., испр. и доп. М.: Юрайт; 2024. 124 с.

2. Червов Т., Усмaнoвa М.Н. Психологические условия эмоционального благополучия подростков. Science and Education. 2023;11(4):349–357.

3. Кузнецова Е.В. Коррекция эмоционального неблагополучия подростков средствами тренинговой работы. Вестник экспериментального образования. 2023;1(34).

4. Игнатович С.С., Магдалинова Ю.Д., Мамбеталина А.С. Психологические особенности развития эмоциональной сферы подростков. Педагогика: история, перспективы. 2023;1–2(6):170–191.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4е изд. СПб.: Питер; 2010. 672 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь; 2007. 332 с.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3е изд. СПб.: Питер; 2012. 176 с.

8. Бекова М.Р., Арсакаева Х.С., Килаев И.Ю. Роль семьи в эмоционально-личностном развитии подростков. Мир науки, культуры, образования. 2022;6(97):323–325. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-697-323-326

9. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер; 2019. 448 с.

10. Клепикова Н.М., Нестерова С.Б. Дисфункциональная семья как фактор формирования девиаций у подростков. Смальта. 2020;4:66–80.

11. Рагулина М.В. Эмоциональное неблагополучие интернет-зависимых подростков. В кн.: Научные тенденции: педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XII международной научной конференции, часть 2, Санкт-Петербург, 4 декабря 2017 г. СПб.: Центр Научных Конференций Международной Научно-Исследовательской Федерации «Общественная наука»; 2017. С. 38–42. https://doi.org/10.18411/spc-04-12-2017-24

12. Колмогорцева А.А., Рыльская Е.А. Психологические предикторы и «протекторы» интернет-зависимости студенческой молодежи. Образование и наука. 2022;5(24):122–146. http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-122-146

13. Bailen N.H., Green L.M., Thompson R.J. Understanding emotion in adolescents: a review of emotional frequency, intensity, instability, and clarity. Emotion Review. 2019;1(11):63–73. http://dx.doi.org/10.1177/1754073918768878

14. Obeldobel C.A., Brumariu L.E., Kerns K.A. Parent-child attachment and dynamic emotion regulation: a systematic review. Emotion Review. 2023;1(15):28–44. http://dx.doi.org/10.1177/17540739221136895

15. Branson V., Dry M.J., Palmer E., Turnbull D. The adolescent distress-eustress scale: development and validation. Sage Open. 2019;3(9). http://dx.doi.org/10.1177/2158244019865802

16. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017;4:28–33.

17. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков. Психологическая наука и образование. 2018;4(23):80–90. http://dx.doi.org/10.17759/pse.2018230408

18. Яцко А.Г., Гут Ю.Н. Особенности эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций в структуре личностного потенциала подростков из неблагополучных семей. Электронный научный журнал. 2019;10(30):57–64.

19. Романова О.В. Роль эмоций в переживании подростками трудной жизненной ситуации. В кн.: Психологическая служба школы: реальность и перспективы: сборник материалов региональной научно-практической конференции, Астрахань, 22 мая 2018 г. Астрахань: Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева; 2018. С. 13–16.

20. Акопян Л.С., Мишина С.С. Эмоциональные состояния подростков в школе как фактор суицидального риска. Мир психологии. 2020;3(103):156–164.

21. Ларионов П.М., Гречуха И.А. Роль алекситимии и когнитивной регуляции эмоций в развитии агрессивного поведения подростков. Клиническая и специальная психология. 2020;4(9):57–98. http://doi.org/10.17759/cpse.2020090404

22. Петрова С.М., Левина М.С. Отношение к себе и к родительской семье у подростков из неблагополучных семей. В кн.: Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения. Витебск: Витебский государственный университет имени П.М. Машерова; 2020. С. 112–116.

23. Тарасова С.И., Дубовик Е.Ю. Исследование эмоционального неблагополучия подростков, оставшихся без попечения родителей. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;6(9).

24. Zhang X., Li Ch. Predictors of adolescents’ psychological distress and internet addiction: the role of interpersonal stress and school burnout. Journal of Child and Family Studies. 2023;33:1070–1082. http://dx.doi.org/10.1007/s10826-023-02635-8


Рецензия

Для цитирования:


Никитаев Н.М., Цветкова Н.А. Эмоциональное неблагополучие подростков из дисфункциональных семей как предмет научного исследования. Вестник университета. 2024;(9):250-258. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-9-250-258

For citation:


Nikitaev N.M., Tsvetkova N.A. Emotional distress of adolescents from dysfunctional families as a subject of scientific research. Vestnik Universiteta. 2024;(9):250-258. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-9-250-258

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)