Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Преимущества и недостатки работы в университете: по оценкам научно-педагогических работников

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-180-195

Аннотация

В статье фокус исследовательского интереса направлен на преимущества и ограничения работы в университете по оценкам научно-педагогических работников (далее – НПР). Эмпирическое исследование проведено с применением метода полуструктурированного интервью со 145 НПР из 7 ведущих российских университетов. Сформирована классификация сильных сторон (преимуществ) и слабых сторон (недостатков) работы в вузе, которые объединены по основаниям: организационно-управленческие, социально-академические, финансово-экономические и территориально-инфраструктурные. Преимущества работы в вузе: благоприятные условия для академического развития; устойчивая команда профессионалов и комфортная рабочая атмосфера; отсутствие инерционности и рутины трудового процесса; развитая материально-техническая база и сформированная инфраструктура вуза; стабильность работы и социальные гарантии. Недостатки работы в вузе: высокая нагрузка, что приводит к эмоциональному переутомлению и снижению качества работы; бюрократические процедуры отвлекают от основной работы; отсутствие желаемой поддержки со стороны руководства. Комплексная работа университетского менеджмента, направленная на системное развитие кадровой политики, позволит устранить обозначенные недостатки и обеспечить снижение риска их возникновения. Полученные результаты социологического исследования могут использоваться в практической работе и при обосновании принятия управленческих решений топ-менеджментом в вузах, могут быть полезны иным заинтересованным сторонам: НПР, аспирантам и молодежи, ориентированной на трудоустройство в высшие учебные заведения и построение академической карьеры.

Об авторе

Г. З. Ефимова
Тюменский государственный университет
Россия

Ефимова Галина Зиновьевна - канд. социол. наук, проф. каф. общей и экономической социологии

г. Тюмень



Список литературы

1. Ефимова Г.З. Восприятие справедливости оплаты труда научно-педагогическими работниками. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021;4(14):297–317. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021

2. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР; 1996. 80 c.

3. Бурдье П. Homo academicus. М.: Изд-во Института Гайдара; 2018. 464 c.

4. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитии. Образование и наука. 2022;5(24):147–180. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

5. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный университет; 2019. 539 с.

6. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. 2е изд. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2022. 616 c.

7. Yudkevich M.M., Balbachevsky E., Finkelstein M.J., Jayaram N., Jones G.A., Kehm B.M., Mao D., Musselin C., Scott P., Yan F., Yonezawa A. Professorial Pathways: Academic Careers in a Global Perspective. Johns Hopkins University Press; 2019. 312 р.

8. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012. Форсайт. 2013;3(7):38–47.

9. Юдкевич М.М. Российская академическая профессия и построение передовых университетов. Отечественные записки. 2013;4(55):1–8.

10. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. «Закрытая» академическая среда и локальные академические конвенции. Форсайт. 2008;4:32–41.

11. Аблажей А.М. Академическая профессия в иерархии социальных приоритетов современного российского общества. Идеи и идеалы. 2014;3(21):103–115.

12. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015;6:153–163.

13. Кротова И.В. Психологические детерминанты достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования. Образование и саморазвитие. 2017;2(12):62–72. https://doi.org/10.26907/esd12.2.06.

14. Layton R.L., Solberg V.S., Jahangir A.E., Hall J.D., Ponder Ch.A., Micoli K.J., Vanderford N.L. Career planning courses increase career readiness of graduate and postdoctoral trainees. F1000Research. 2022;9:1230. https://doi.org/10.12688/f1000research.26025.2

15. Gump S. What They Didn’t Teach You in Graduate School: 199 Helpful Hints for Success in Your Academic Career (review). Journal of Scholarly Publishing 2009;3(40):323–328. https://doi.org/10.1353/scp.0.0047

16. Файнман Н.С. Неустойчивость условий занятости научно педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата. Народонаселение. 2019;4(22):103–114. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00042

17. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академический профессионализм в эпоху перемен: ролевые субидентичности и трансформация бюджетов времени. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015;6:136–152. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.6.08

18. Таракановская К.С. Дискурс баланса жизни и труда в академии. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019;3:48–67. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.04

19. Давыдова И.А., Козьмина Я.Я. Профессиональный стресс и удовлетворенность работы преподавателей российских вузов. Вопросы образования. 2014;4:169–183.

20. Грибовский М.В., Сорокин А.Н., Ефимова Г.З. Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов - о достоинствах и недостатках своей профессии. Университетское управление: практика и анализ. 2020;3(24):77–89. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.027

21. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения. Вопросы образования. Educational Studies Moscow. 2023;1:72–108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-72-108


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова Г.З. Преимущества и недостатки работы в университете: по оценкам научно-педагогических работников. Вестник университета. 2024;(10):180-195. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-180-195

For citation:


Efimova G.Z. Advantages and disadvantages of working at university: estimates of scientific and pedagogical employees. Vestnik Universiteta. 2024;(10):180-195. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-180-195

Просмотров: 7668


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)