Социально-обусловленные факторы позитивной трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-212-220
Аннотация
Статья содержит результаты исследования социальных факторов, обусловливающих особенности трансформации профессионально-трудовой Я-концепции студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в условиях инклюзии в организациях среднего профессионального и высшего образования. Исследование осуществлялось на выборке, состоящей из 106 студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата выпускных курсов образовательных организаций, у которых за время обучения зафиксированы позитивная, негативная и нейтральная формы трансформации. Выявлено, что в группе студентов, характеризующихся позитивными изменениями в профессионально-личностном развитии во время обучения и профессиональной подготовки, переходом дезадаптивных форм профессионально-трудовой Я-концепции в адаптивные, позволяющие им достичь успехов в профессиональном становлении, большинство составляют те, кто имеет разветвленную сеть социальных контактов, включающих как друзей с ограниченными возможностями здоровья, так и однокурсников и других людей без каких-либо нарушений, преподавателей и учителей, которые дают им чувство автономии, одобрение их самостоятельности и инициативы в собственной учебной деятельности и жизнедеятельности в целом. В этой группе у большинства студентов отмечены высокие показатели удовлетворенности базовых психологических потребностей в автономии, социальных контактах и компетентности, тогда как в группе студентов, характеризующихся негативной трансформацией профессионально-трудовой Я-концепции, многие идентифицируют себя только с социальной группой инвалидов, чувствуют отчужденность от внешнего мира при чрезмерно высоких показателях удовлетворенности базовых психологических потребностей, что демонстрирует их беспомощность и депривированность условий профессионально-личностного развития.
Об авторе
Е. В. ИстоминаРоссия
Истомина Елена Владимировна - канд. психол. наук, доц. каф. психологии
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Скрябина Д.Ю. Особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Среднее профессиональное образование. 2021;5(309):42–47.
2. Белозерцева Н.В., Беленкова Л.Ю. Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71-2:417–422.
3. Абдурасулов Д.А., Воронина П.П. Особенности профессионального развития студентов с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования. В кн.: Современные тенденции развития науки и образования: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, 18 марта 2021 г. Нефтекамск: Мир науки; 2021. С. 121–126.
4. Виноградова Н.И., Ходюкова Т.А., Кохан С.Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов-инвалидов. Ученые записки ЗабГУ. 2019;2(14):62–68. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-2-62-68
5. Братцева О.А., Миронов А.В., Миняйло К.О., Булатова О.В. Развитие профессионально мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе. Science for Education Today. 2019;1(9):109–122. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.07
6. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.П. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития. Психологическая наука и образование. 2014;4(19):81–91.
7. Бонкало Т.И., Гребенникова В.М. Соблюдение принципа инклюзии в системе высшего образования как условие успешной профессиональной подготовки студентов с инвалидностью и ОВЗ. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2022;4(308):73–81.
8. Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Аралова Е.В., Ковалева М.Н., Еремин М.В. Динамика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов медвузов. Фарматека. 2023;1-2(30):240–247. https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2023.1-2.240-246
9. Bonkalo T.I., Shmeleva S.V., Nazarenko V.V., Karpov V.Yu., Logachev N.V., Kumanceva E.S. Activating model of professional training of persons with disabilities as competitive specialists in higher education establishment. Laplage em Revista. 2021;3A(7):235–244.
10. Мартынова Е.А. Системное организационно-педагогическое содействие непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов при инклюзивном высшем образовании. Современные проблемы науки и образования. 2020;5. https://doi.org/10.17513/spno.30116
11. Истомина Е.В. Условия трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Мир науки. Педагогика и психология. 2024;1(12).
12. Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра. Медицинская технология. М.: МНИИ психиатрии Росздрава; 2007.
13. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. М.: РГСУ; 2015. 215 с.
14. Суворова И.Ю. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых социальных потребностей // Новое в психологопедагогических исследованиях. 2016;4:126–132.
15. Лифинцев Д.В., Лифинцева А.А., Серых А.Б. Стандартизированные методы оценки сетей социальных связей индивида в социальной работе и психологической практике. Клиническая и специальная психология. 2015;4(4):1–11.
16. Плотникова Е.С. Автономия и самодетерминация в структуре самоактуализации личности. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022;4(61):40–48.
17. Степанова Н.А. Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке. Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2019;1:69–73. http://dx.doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-69-75
18. Чернышенко Э.А. Самодетерминационный аспект профессионального развития личности: современные методы исследования. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023;4(81).
19. Zhao J., Qin Y. Perceived Teacher Autonomy Support and Students’ Deep Learning: The Mediating Role of Self-Efficacy and the Moderating Role of Perceived Peer Support. Frontiers in Psychology. 2021;12:652796. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.652796
20. Osin E., Boniwell I. Self-determination and well-being. Poster presented at the 4th International Self-Determination Conference. Ghent, Belgium; 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Истомина Е.В. Социально-обусловленные факторы позитивной трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вестник университета. 2024;(10):212-220. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-212-220
For citation:
Istomina E.V. Socially-determined factors of positive transformation of the professional and labor self-concept of persons with musculosketal disorders. Vestnik Universiteta. 2024;(10):212-220. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-212-220