Профессиональная мотивация как фактор эмоционального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-236-244
Аннотация
уровнем их эмоционального и профессионального выгорания. На основании результатов теоретического анализа выдвинуто предположение о том, что профессиональная мотивация тренеров, в основе которой лежит стремление к достижению высоких спортивных результатов их воспитанников, при отсутствии таких результатов является одним из доминирующих факторов нарастания скрытой эмоциональной напряженности и неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Верификация выдвинутой гипотезы осуществлялась на исследовательской выборке в количестве 118 тренеров-преподавателей, чей стаж профессиональной деятельности в шахматных секциях и клубах составлял от двух до 30 лет. Исследование осуществлялось с помощью методик, ориентированных на выявление потребностей и мотивов профессиональной деятельности, а также накопленных эмоционально-энергетических зарядов и профессионального выгорания. Выявлено, что большинство тренеров-преподавателей по шахматам ориентированы на достижение высоких спортивных результатов своих воспитанников, а не на их общее психическое и интеллектуальное развитие, что при отсутствии таких результатов у работников нарастает латентная эмоциональная напряженность, что ведет к возникновению и развитию профессиональных деформаций их личности, обесцениванию своей профессиональной деятельности, склонности к занижению значимости своего труда. Для достижения приоритетных целей развития шахматного образования в Российской Федерации необходимо переориентировать тренеров-преподавателей по шахматам с позиции ценности соревновательных результатов на ценность развития своих учеников.
Об авторе
Э. Э. УманскаяРоссия
Уманская Эльвира Энзиновна - директор
г. Москва,
Список литературы
1. Глухова О.В., Воликова С.В., Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. Результаты лонгитюдного диагностического исследования по проекту «Шахматы для общего развития». Консультативная психология и психотерапия. 2022;4(30):49–75. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300404
2. Задохина Н.А. Влияние игры в шахматы на развитие познавательной активности младших школьников. Аллея науки. 2020;11(50):5–10.
3. Щербинин М.Н., Мартиш В.С. Шахматы как форма самопознания. Вестник Челябинского государственного университета. 2017;13(409):78–81.
4. Сухоруков А.С., Петров П.В. Творческая самореализация и динамика внутренней и внешней мотивации у школьников: представления родителей. Непрерывное образование: XXI век. 2024;1(45). https://doi.org/10.15393/j5.art.2024.9189
5. Алифиров А.И., Зарывкина А.В. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016;1:12–24.
6. Пенькова И.В., Карпова Н.В., Шмелева С.В. Особенности физического воспитания детей. В кн.: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 марта 2022 г. М.: Манускрипт; 2017. С. 281–285.
7. Уманская Э. Социокультурные функции шахмат. Двигатель. 2012;1(79):61–62.
8. Гутенев М.Ю. Влияние шахматной игры на развитие творческого потенциала личности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014;3(14):57–62.
9. Саранцева С.Г., Посохова А.В. Влияние мотивации на психологические факторы успешности в профессиональной деятельности фитнес-тренера. Вестник науки. 2023;12(1):713–721.
10. Шмелева С.В., Логачев Н.В., Бонкало Т.И. Индивидуально-личностные факторы профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019;1(8):81–87.
11. Перевезенцева А.В. Роль морального и материального стимулирования в деятельности тренера. Молодой ученый. 2022;26(421):263–265.
12. Николаев А.Н. Влияние профессиональной мотивации тренеров на характеристики их деятельности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2021;4(10):344–351. http://dx.doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-344-351
13. McLean K.N., Mallett C.J., Newcombe P. Assessing coach motivation: The development of the Coach Motivation Questionnaire (CMQ). Journal of Sport and Exercise Psychology. 2012;2(34):184–207. https://doi.org/10.1123/jsep.34.2.184
14. Rocchi M.A., Pelletier L.G., Couture A.L. Determinants of coach motivation and autonomy supportive coaching behaviours. Psychology of Sport and Exercise. 2013;6(14):852–859. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2013.07.002
15. Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Выгорание спортивного тренера: угроза профессиональной успешности, ментальному здоровью и благополучию. Клиническая и специальная психология. 2021;4(10):24–47. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100402
16. Францева Т.Н. Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2010;1:15–21.
17. Аксенова Е.И., Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Профессиональные деформации медицинских работников: сущность, структура, особенности диагностики, профилактики и коррекции: монография. М.: НИИ ОЗММ ДЗМ; 2022. 265 с.
18. Ащеулов А.В., Трофименко Е.А. Особенности мотивации персонала физкультурно-спортивных организаций. Креативная экономика. 2022;10(16):4071–4082. https://doi.org/10.18334/ce.16.10.116379
19. Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. Иркутск: ИрИИТ; 1999. 252 с.
Рецензия
Для цитирования:
Уманская Э.Э. Профессиональная мотивация как фактор эмоционального выгорания тренеров-преподавателей по шахматам. Вестник университета. 2024;(10):236-244. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-236-244
For citation:
Umanskaya E.E. Professional motivation as a factor in emotional burnout of chess coaches and teachers. Vestnik Universiteta. 2024;(10):236-244. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-10-236-244