Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Разработка и апробация методики изучения типов профессионально-трудовой Я-концепции лиц с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-212-221

Аннотация

Предмет исследования – представления лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) о себе как о субъектах труда и как о специалистах определенной области. Цель исследования – разработка опросника, позволяющего определить преобладающие типы профессионально-трудовой Я-концепции лиц с ОВЗ. Работа осуществлялась в несколько этапов, содержание которых было направлено на психометрическую проверку опросника: его содержательной валидности, включающей дискриминативную способность пунктов, внутренней согласованности его шкал, соответствия каждого пункта изучаемому конструкту; критериальной валидности; конструктной валидности первичной апробации методики на выборке в 117 чел. с нарушениями опорно-двигательного аппарата легкой и средней тяжести при сохранности интеллекта в возрасте от 17 до 42 лет (корреляция шкал опросника со шкалами других методик, измеряющих схожие конструкты, и конфирматорный факторный анализ), а также ретестовой надежности. Первичная апробация авторской методики показала ее соответствие психометрическим требованиям, предъявляемым к психологическим тестам. Опросник позволяет выявить четыре типа оценок лицами с ОВЗ себя как субъектов труда и как представителей определенной группы профессий: обнаруживается преобладание адекватно-позитивной оценки, псевдопозитивной, индифферентной и негативной. На основании сочетания оценок можно выявить преобладающий тип профессионально-трудовой Я-концепции: сбалансированный и несбалансированный, адаптивный и дезадаптивный. Использование опросника в процессе профессионального и трудового ориентирования лиц с ОВЗ обеспечивает построение прогностических моделей их профессионального развития.

Об авторах

Е. В. Истомина
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского
Россия

Истомина Елена Владимировна, Канд. психол. наук, доц. каф. психологии 

г. Санкт-Петербург



Т. И. Бонкало
Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; Кубанский государственный университет
Россия

Бонкало Татьяна Ивановна, Д-р психол. наук, вед. науч. сотр., проф. каф. психологии 

г. Москва;
г. Краснодар



Список литературы

1. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: монография. М.: Российский государственный социальный университет; 2015. 215 с.

2. Пряжников П.Н., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Теоретические аспекты профориентации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: Российский университет дружбы народов; 2019. 148 с.

3. Чернявская А.П., Шипкова Е.Н., Егорова П.А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ярославский педагогический вестник. 2022;1(124):16–24. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24

4. Белозерцева Н.В., Беленкова Л.Ю. Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71–2:417–422.

5. Чебровская С.В. Профессиональное будущее в представлении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья накануне выбора профессии. Современные наукоемкие технологии. 2023;4:218–223. https://doi.org/10.17513/snt.39604

6. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья. М.: Форум; 2013. 352 с.

7. Абдурасулов Д.А., Воронина П.П. Особенности профессионального развития студентов с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования. В кн.: Современные тенденции развития науки и образования: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, 18 марта 2021 г. Нефтекамск: Мир науки; 2021. С. 121–126.

8. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1. Психологические исследования. 2011;2(16). https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.863

9. Истомина Е.В. Условия трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мир науки. Педагогика и психология. 2024;1(12).

10. Файзрахманов И.И., Шамгуллин А.З., Гудочкин Г.А. Профессиональная Я-концепция и самооценка как необходимые условия самоактуализации личности. Проблемы современного педагогического образования. 2021;73–1:372–375.

11. Осёдло В.И., Винтоняк В.Ф. Теоретические аспекты профессионального «Я-образа» личности. Психология и право. 2013;2:55–65.

12. Иконникова Г.Ю., Лисовская Н.Б. Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2018;187:112–119.

13. Джанерьян С.Т. Структура типов профессиональных Я-концепций. Российский психологический журнал. 2005;3(2). https://doi.org/10.21702/rpj.2005.3.6

14. Super D.E. Vocational adjustment: implementing a self-concept. Occupations. 1951;2(30):88–92. https://doi.org/10.1002/j.2164-5892.1951.tb02607.x

15. Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Аралова Е.В., Ковалева М.Н., Еремин М.В. Динамика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов медвузов. Фарматека. 2023;1–2(30):240–247. https://doi.org/10.18565/pharmateca.2023.1-2.240-246

16. Bonkalo T.I., Shmeleva S.V., Nazarenko V.V., Karpov V.Yu., Logachev N.V., Kumancova E.S. Activating model of professional training of persons with disabilities as competitive specialists in higher education establishment. Laplage em Revista 2021;3A(7):235–244. https://doi.org/10.24115/S2446-6220202173A1396p.235-244

17. Маркова Т.Л. Феномен «профессиональная деятельность»: концептуальный анализ. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2016;3(7):12–19.

18. Дружилов С.А. Профессия, профессиональная деятельность, субъект в системе «человек – профессия – общество». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018;3(3):39–66.

19. Домнина А.И., Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М. Выбор профессии и его влияние на дальнейшую жизнь. Современные научные исследования и инновации. 2019;4(96):3–13.

20. Миннахметова Л.Т., Залялиева О.В., Воробьева И.В. Сущностно-содержательная характеристика профессионального интереса. Проблемы современного педагогического образования. 2020;69–3:298–302.

21. Седова Е.О., Гарданова Ж.Р., Токмакова Е.С., Чернов Д.Н., Андреева В.О. Особенности переживания чувства вины родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021;3(92(17):94–103. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2021-17-3-94-102

22. Устюжанинова Е.Н., Стребкова Е.А. Психологические особенности родителей и семейных взаимоотношений в семьях с детьми с ОВЗ. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023;1–2(76):47–50.


Рецензия

Для цитирования:


Истомина Е.В., Бонкало Т.И. Разработка и апробация методики изучения типов профессионально-трудовой Я-концепции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вестник университета. 2025;(1):212-221. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-212-221

For citation:


Istomina E.V., Bonkalo T.I. Development and testing of a methodology for studying types of professional and labour self-concept of people with disabilities. Vestnik Universiteta. 2025;(1):212-221. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-212-221

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)