Социально-экономические предпосылки возникновения и развития теории общества потребления Ж. Бодрийяра
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-222-228
Аннотация
В настоящей работе анализируются предпосылки возникнования теории общества потребления Ж. Бодрийяра. Прежде всего описывается становление именно социологического подхода к анализу темы потребления, изучаются его отличия от экономического и психологического подходов. Далее обрисовывается исторический контекст, в котором зародились и получили свое дальнейшее развитие идеи Ж. Бодрийяра, а именно неуклонный рост доходов населения и улучшение качества жизни в 1960–1980-е гг., стимулировавшие повышение спроса на товары массового потребления и, соответственно, расширение массового производства, учитывающего вкусы и предпочтения покупателей. Наряду с этим в работе приводятся имена ученых, чьи взгляды во многом определили основные постулаты социологического подхода, в том числе К. Маркса с понятием товарного фетишизма и законом возвышения потребностей и Т. Веблена с концепцией престижного (показного) потребления. Работа показывает, что с учетом обозначенных теоретических и исторических предпосылок социологический подход впервые помещает поведение человека как потребителя в социальный контекст, который приобретает форму инструмента изучения жизни индивида, социальных групп и общества в целом. При этом процесс потребления Ж. Бодрийяр выносит за рамки удовлетворения материальных потребностей и обозначает как форму симуляции, где знаковая ценность товаров важнее функциональной полезности.
Об авторе
А. В. СидоринаРоссия
Сидорина Анастасия Витальевна, Соискатель, директор по работе с клиентами
г. Москва
Список литературы
1. Пискунова Л.П., Карманова А.А. Потребительское поведение: теоретико-методологические основания изучения. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2012;9–10:25–46.
2. Васильев В.Г. Поведение потребителей: учебное пособие. М.: Вузовский учебник; 2004. 240 с.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89; 1997. 255 с.
4. Афанасьев В.С. Давид Рикардо. М.: Экономика; 1988. 127 с.
5. Маршал А. Принципы политической экономии. Пер. с англ. Р.И. Столпера. Том 2. М.: Прогресс; 1984. 310 с.
6. Самуэльсон П.А. Экономика. Вводный курс. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1964. 843 с.
7. Гальперина В.М. Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа; 1993. 380 с.
8. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk. Econometrica. 1979;2(47):263–291.
9. Журавлева Г.П., Манохина Н.В., Смагина В.В. (ред.) Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития: монография. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина; 2016. 340 с.
10. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы. Социологические исследования. 2005;1(249):5–18.
11. Веблен Т.Б. Теория праздного класса. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1984. 367 с.
12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Пер. с фр. Самарской Е.А. М.: Культурная революция, Республика, 2006; 269 с.
13. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. М.: ACT; 2004. 602 с.
14. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс; 1997. 323 с.
15. Овсянников A.A., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М.: Наука; 1989. 237 с.
16. Рябинский Л.С. Поведение покупателей в условиях рыночной экономики. М.: Российский открытый университет; 1991. 95 с.
17. Римашевская Н.М. Моделирование потребительского поведения: теория, метод, эксперимент. М.; 1982. 52 с.
18. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука; 1991. 448 с.
19. Алешина В.И. Поведение потребителей. М.: ФАИР-Пресс; 2000. 235 с.
20. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. CПб.: Питер; 2000. 223 с.
21. Бурдье П. Рынок символической продукции. Вопросы социологии. 1993;1–2:49–59.
22. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. М.: Рудомино; 1995. 168 с.
23. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2010. 944 с.
24. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Пер. с фр. Печенкиной О.А. Тула: Тульский полиграфист; 2013. 204 c.
25. Макарова Т.Н., Лыгина Н.И. Поведение потребителей: учебник. М.: Инфра-М, Форум; 2005. 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сидорина А.В. Социально-экономические предпосылки возникновения и развития теории общества потребления Ж. Бодрийяра. Вестник университета. 2025;(1):222-228. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-222-228
For citation:
Sidorina A.V. Socio-economic prerequisites for emergence and development of J. Baudrillard’s consumer society theory. Vestnik Universiteta. 2025;(1):222-228. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-222-228