Интернет-зависимость и психологическое здоровье студентов
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-229-237
Аннотация
Работа посвящена изучению проблемы влияния интернет-зависимости на психологическое здоровье студентов. В данной работе рассматриваются такие понятия, как психологическое здоровье и интернет-зависимость, а также анализируются исследования различных авторов по данной проблеме. Таким образом, после анализа современных исследований мы определили, что слишком частое использование интернета, а впоследствии и интернет-зависимость негативно сказываются на психологическом здоровье личности. Последнее является важным аспектом жизнедеятельности человека в обществе. В психолого-педагогической науке выделяют определенные критерии для определения уровня психологического здоровья. К критериям исследователи относят генетические особенности, условия успешного развития, способность быстро адаптироваться в социуме и стабильность личности. В образовательной среде психологическое здоровье рассматривается с позиций приоритетности, личностной ценности здоровья и ценностного отношения к нему, уверенности, креативности, адекватного восприятия окружающего мира, интеллектуального потенциала, адекватной самооценки и восприятия самого себя, интереса к другим людям, стрессоустойчивости, ориентации на саморазвитие. Для поддержания и укрепления психологического здоровья у студентов в вузе создают условия и применяют специально разработанные программы, модели и социально-психологический тренинг.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Г. ЖдановаРоссия
Жданова Лора Геннадьевна, Канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии
г. Самара
О. В. Забродина
Россия
Забродина Ольга Владимировна, Канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии
г. Самара
А. А. Шакурова
Россия
Шакурова Азалия Амировна, Аспирант
г. Самара
Список литературы
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Просвещение; 2008. 525 с.
2. Оксанич С.И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара: Самарский государственный педагогический университет; 2016. 25 с.
3. Антонова Е.Н. Тревожность и психологическое здоровье старших школьников. В кн.: Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития: материалы V Всероссийской научнопрактической конференции, Москва, 10 марта 2023 г. М.: Государственный университет просвещения; 2023. С. 5–8.
4. Русинова Н.Л. Возрастные различия и психологические ресурсы личности: ключевые теоретические концепции и результаты современных эмпирических исследований. Демографическое обозрение. 2021;4(8):132–155. https://doi.org/10.17323/demreview.v8i4.13879
5. Безуглая Т.И. Проблемы психологического здоровья дошкольников. Russian Journal of Education and Psychology. 2021;4–2(12):239–245.
6. Корсун В.А., Таскина И.А. Диагностика социально-психологического здоровья студентов вуза. В кн.: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной году педагога и наставника. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет; 2023. С. 183–186.
7. Васильева Е.В., Курков А.А. Психологическое здоровье молодежи: факторы, развитие, благоприятные и неблагоприятные черты развития психологического здоровья. Аллея науки. 2018;8(24(3):461–463.
8. Гаврилова К.В., Захарова А.Н. Психологическое здоровье студентов-будущих психологов разных форм обучения. В кн.: Научный БУМ: сборник по итогам Форума СНО образовательных организаций Чувашской Республики. Чебоксары, 13–25 ноября 2023 г. Чебоксары: Среда; 2023. С. 149–155.
9. Маслова Т.М. К вопросу о психологическом здоровье студентов вуза. Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. 2021;4(45):111–119. https://doi.org/10.24412/2227-1384-2021-445-111-119
10. Корсун В.А., Таскина И.А. Формирование социально-психологического здоровья студентов вуза посредством тренинга. В кн.: Информация и образование: границы коммуникаций: материалы XIV Международной научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 5–8 июля 2022 г. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет; 2022. С. 408–409.
11. Левкова Т.В., Маслова Т.М., Ванакова Г.В., Иванченко В.Н., Плотникова Е.С. Личностные ресурсы как детерминанты развития психологического здоровья студентов вуза: коллективная монография. М.: Спутник+; 2017. 138 с.
12. Лысенко Е.М., Лысенко И.С., Спиридонов Я.В. Обследование психологического здоровья студенческой молодежи в 2012–2022 годах: на материалах вузов Санкт-Петербурга. СПБ.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; 2022. 226 с.
13. Ральникова И.А. Психологическое здоровье и жизненные перспективы личности. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019;4(15):121–126.
14. Королев Н.П. Проблема определения понятия «интернет-зависимость». Ratio et Natura. 2020;2(2).
15. Атаджанова А.Б., Алтыбаева Э.А., Рахимова С.С. Интернет-зависимость среди студентов. Молодежный инновационный вестник. 2022;S1(11):274–277.
16. Селезнева Д.И. Опыт эмпирического исследования взаимосвязи уровня интернет-зависимости и самооценки у студентов вуза. Вестник науки и образования. 2022;10–1(130):101–103.
17. Булыгина В.Г., Ковалева М.Е., Михайлов Л.Ю., Котельникова Д.А. Особенности самосознания у лиц с интернет-зависимостью. Психическое здоровье. 2017;11(138(15):32–37.
18. Мамаев Д.Ю., Мамаева Е.В. Гемблинг и интернет-зависимость как вид аддиктивного поведения личности. Человек. Наука. Социум. 2021;4(8):200–214.
19. Кузнецова Д.Д., Шаров А.А. Исследование взаимосвязи личностных особенностей и интернет-зависимости студентов. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020;3(47):116–121.
20. Зубарев Р.О., Лаврушов И.А. Интернет-зависимость как фактор ухудшения здоровья студентов. В кн.: Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 8 октября 2020 г. Курск: Юго-Западный государственный университет; 2020. С. 55–58.
21. Собитов И.З. Интернет-зависимость как фактор возникновения депрессии. Forcipe. 2019;S1(2).
22. Дусматова М.Т. Проблема интернет-зависимости у современной молодежи. В кн.: XII Рязанские социологические чтения. Динамика социокультурной среды: материалы Национальной научно-практической конференции, Рязань, 20–21 октября 2022 г. М.: Издательство Ипполитова; 2022. С. 296–301.
Рецензия
Для цитирования:
Жданова Л.Г., Забродина О.В., Шакурова А.А. Интернет-зависимость и психологическое здоровье студентов. Вестник университета. 2025;(1):229-237. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-229-237
For citation:
Zhdanova L.G., Zabrodina O.V., Shakurova A.A. Internet addiction and psychological health of students. Vestnik Universiteta. 2025;(1):229-237. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-229-237