Внедрение механизма процессного управления — как один из способов повышения качества государственных таможенных услуг
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-74-81
Аннотация
Изучены существующие проблемные аспекты системы управления в государственных таможенных органах Российской Федерации. Целью настоящего исследования является анализ проблемных аспектов действующей функциональной (иерархической) модели управления, а также преимуществ предлагаемой модели процессного управления качеством государственных таможенных услуг. Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации действующего механизма функционального управления в системе таможенных органов с целью повышения уровня сервисной деятельности в государственной сфере. Основными задачами исследования являются выявление проблемных аспектов оказания качественных государственных таможенных услуг в результате применения модели функционального управления, предложение вариантов по их минимизации и устранению. Применялись теоретические (анализ действующих нормативных правовых актов, а также научных трудов исследователей) и эмпирические (практическое обоснование необходимости модернизации действующей модели управления в таможенной системе) методы исследования. На основе анализа моделей функционального и процессного управления выявлены преимущества и недостатки их применения. Результатами исследования являются определение проблематики, имеющей негативное влияние на качество оказываемых государственных таможенных услуг, предложение возможных вариантов их решения.
Об авторе
И. Ю. СофьянниковаРоссия
Софьянникова Ирина Юрьевна – ст. преп. каф. таможенных операций и таможенного контроля
г. Люберцы
Список литературы
1. Рубан Д.А. Управленческие вызовы в условиях цифровизации. Рецензия на книгу «Management for digital transformation» (Springer, 2024). E-Management. 2024;1(7):70–74. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-1-70-74
2. Косов М.Е. Организационно-институциональные основы цифровизации международного финансового рынка. E-Management. 2024;2(7):4–15. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-2-4-15
3. Липатова Н.Г. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций. Вестник Российской таможенной академии. 2021;3:104–115. https://doi.org/10.54048/20727240_2021_03_104
4. Макрусев В.В., Александров Д.Л. Управление деятельностью таможенных органов. СПб: Питер; 2019. 448 с.
5. Муратов Р.А. Оперативный контроль процесса декларирования товаров в центрах электронного декларирования как инструмент таможенного администрирования. Вестник Российской таможенной академии. 2021;1:146–153.
6. Наугольнова И.А. Процессный подход к управлению: эволюция, современные вызовы, инновации. Креативная экономика. 2023;6:2143–2164.
7. Вилистер Е.Д., Никитченков Н.А., Соколянский В.В. Процессный капитал: путь от оценки до модели на платформе производственной функции. Экономика высокотехнологичных производств. 2022;2(3):129–142.
8. Абрамов А.С. Механизм повышения эффективности и качества таможенных услуг в сквозном процессе таможенного контроля. Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Люберцы: Российская таможенная академия; 2019. 191 с.
9. Бондаренко А.О. Развитие сервисно-ориентированной модели организационной структуры электронной таможни в условиях процессного подхода. В кн.: Гамидуллаев С.Н. (ред.) Таможенные чтения – 2021: Наука, технологии, цифровая экономика: материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–26 ноября 2021 г. СПб: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии; 2021. С. 31–38.
Рецензия
Для цитирования:
Софьянникова И.Ю. Внедрение механизма процессного управления — как один из способов повышения качества государственных таможенных услуг. Вестник университета. 2025;(2):74-81. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-74-81
For citation:
Sofiyannikova I.Yu. Implementing the process management mechanism as one of the ways to increase the state customs services quality. Vestnik Universiteta. 2025;(2):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-74-81