Представления об экстремальной ситуации у специалистов социальной сферы на основе диспозиционной концепции В.А. Ядова
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-230-240
Аннотация
Рассмотрены результаты эмпирического исследования, основанного на диспозиционной концепции В.А. Ядова. Изученная структура представлений специалистов социальной сферы позволяет выделить основные установки в отношении экстремальной ситуации (личностные, ценностные, элементарные и базовые составляющие представлений). Применялись методики М.И. Розеновой, В.И. Моросановой, С. Леви (модификация В.Е. Петрова, Л.И. Богатеевой): «Семантический дифференциал», «Стиль саморегуляции поведения», «Незаконченные предложения», «Подверженность экстремальным ситуациям», «Экстремальные ситуации», «Личность в экстремальной ситуации». Обработка результатов проводилась качественными методами, включая контент-анализ. Результаты исследования могут позволить в дальнейшем изучить психологическую готовность специалиста к работе со сложными случаями в социальной сфере и наметить план работы для повышения профессиональной компетентности. Настоящее исследование является продолжением предыдущего изучения представлений об экстремальной ситуации у военнослужащих и студентов, также планируется изучение других социальных групп.
Об авторах
Т. И. ШульгаРоссия
Шульга Татьяна Ивановна – д-р психол. наук, проф. каф. социальной и педагогической психологии
г. Москва
Л. И. Богатеева
Россия
Богатеева Любовь Игоревна – аспирант
г. Москва
Список литературы
1. Богатеева Л.И. Представления о экстремальной ситуации у военнослужащих на основе диспозиционной концепция В.А. Ядова. Человеческий капитал. 2024;3(183):88–96. https://doi.org/10.25629/HC.2024.03.08
2. Тарова В.С. Семейное неблагополучие и его влияние на будущее ребенка. Наука и реальность. 2022;2(10):45–47.
3. Фотина М.А., Шамовская Т.В. Особенности представлений о семейных отношениях у подростков-правонарушителей. Вестник Кемеровского государственного университета. Гуманитарные и общественные науки. 2022;2(22):10–116. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-2-110-116
4. Корепанова Ю.Н. Эмоциональное отвержение ребенка в семье как фактор, способствующий формированию общего неблагополучия личности и выступающий психологической предпосылкой криминального поведения. Вестник Самарского юридического института. 2020;5(41):104–108. https://doi.org/10.37523/SUI.2020.41.5.018
5. Недригайлова А.П. Социальная сфера. Экономика и социум. 2020;12-1(79):844–846.
6. Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д. Актуальные экзистенциальные проблемы в контексте субъективно-личностных отношений будущих помогающих специалистов. Сознание. 2021;10(23):5–15. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-5-15
7. Никифорова Т.Ю., Бессонова О.А. К вопросу о предупреждении профессиональной дезадаптации специалистов в условиях современных социальных вызовов. Гуманитарные науки. 2022;2(58):126–133.
8. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт; 2024. 281 с.
9. Кузьменко А.В. Стресс как источник профессионального выгорания. Гуманитарный научный журнал. 2021;1:145–152.
10. Beer O.W.J., Phillips R., Quinn C.R. Exploring stress, coping, and health outcomes among social workers. European Journal of Social Work. 2021;2(24):317–330. https://doi.org/10.1080/13691457.2020.1751591
11. Breitenbach M. et al. Hans Selye and the Origins of Stress Research. In: Stress and Poverty: A Cross-Disciplinary Investigation of Stress in Cells, Individuals, and Society. Springer Cham; 2021. Pp. 21–28. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77738-8_2
12. Ланцев В.Л. Прогнозирование поведения педагогов в условиях трансформации системы образования на основе диспозиционной концепции личности В.А. Ядова. Среднерусский вестник общественных наук. 2019;4(14):242–261. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2019-14-4-242-261
13. Тихонов А.В. Читая и перечитывая В.А. Ядова: отечественная социология сосредотачивается… СНиСП. 2020;3(31):196–204. https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7495
14. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020». Вопросы психологии. 2020;4:155–167.
15. Чичкин А.С., Прокофьева В.А, Чекунов А.А. К вопросу использования проективных психодиагностических методик в рамках профессионального отбора кандидатов на военную службу. В кн.: Государственная служба Российской Федерации: поиск эффективной модели, правовые и управленческие аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 7 февраля 2022 г. СПб: Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний; 2022. С. 261–268.
16. Богатеева Л.И. Представления об экстремальной ситуации у военнослужащих космических войск. В кн.: Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 12–13 апреля 2023 г. М.: Государственный университет просвещения; 2023. С. 235–239.
17. Богатеева Л.И. Понимание экстремальной ситуации у курсантов Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. В кн.: Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы IX Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева, Москва, 15–16 мая 2024 г. М.: МГППУ; 2024. С. 98–101.
Рецензия
Для цитирования:
Шульга Т.И., Богатеева Л.И. Представления об экстремальной ситуации у специалистов социальной сферы на основе диспозиционной концепции В.А. Ядова. Вестник университета. 2025;(2):230-240. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-230-240
For citation:
Shulga T.V., Bogateeva L.I. The disposition concept of V.A. Yadov in the study of the representations of an extreme situation among the social sphere specialists. Vestnik Universiteta. 2025;(2):230-240. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-230-240